"Небеса" ручной работы

Внутреннее убранство деревянных храмов Русского Севера включает особое перекрытие потолка – «небо». Коллекция «небес» XVIII – XIX вв. Кенозерского национального парка уникальна, она составляет 16 комплексов. Значительная часть «небес» располагается в храмах, ряд памятников представлен в музейных экспозициях Парка.

Расписное «небо», широко распространенное в часовнях Русского Севера, символизирует небесную сферу со звездами, Солнцем, Луной и царствием Бога. Каркас конструкции «неба» напоминает солнце с расходящимися лучами. «Небо» состоит в основном из восьми, двенадцати или шестнадцати радиальных граней.


Происхождение этой формы исследователи связывают с появлением на Севере в XVII в. новых типов деревянных храмов, с увеличением их объемов, а также с желанием создать подобие расписного купола в подражание каменным церквам. На «небесах» деревянных часовен и церквей Русского Севера изображали Христа, Богоматерь, ангелов, апостолов, праотцев и других святых. 

Иконография кенозерских «небес»

В христианском вероучении звезды должны охраняться ангелами, поэтому на «небесных» гранях традиционным было изображение «ангельского собора». Фигурам семи архангелов («Небесному воинству») – Михаилу, Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу, Варахиилу и Иегудиилу – отводится ведущее место на радиальных гранях в композиции «неба» часовни Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Тамбич-Лахта. Они изображаются с характерными атрибутами, признаками их иерархического служения: Михаил – с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил – с фонарем, книгой или с цветочной ветвью лилии; Рафаил – с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил – с царским венцом; Уриил – с огненным мечом и так далее. Исходным материалом для данной иконографии «небес» послужили стенописи каменных храмов, где фигуры архангелов часто размещались в куполах и между окнами барабана, а также гравюры и иллюстрированные печатные издания.


Второй иконографический тип росписей, характерный для Кенозерья, – «небеса» с изображением апостолов. Святые выстроены в строгом порядке, соответствующем деисусному чину иконостаса. Они представлены на «небе» в небольших ракурсах, благодаря чему создается иллюзия движения. Шествие святых начинается от граней, расположенных на западной стороне, и, разворачиваясь по кругу, направляется к восточной стене.

Изображение на «небесах» духовных покровителей местных крестьян или заказчиков храмов – это, пожалуй, самая удивительная деталь кенозерских росписей. 

Так на «небе» часовни Казанской Божией Матери в деревне Минино появился образ великомученика Георгия, в часовне Трех святителей в деревне Немята – образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В системе росписи «неба» часовни в деревне Тамбич-Лахта появились образы святых Андрея Критского и Федора Стратилата.

Уникальное явление кенозерских «небес» – подписное «небо» из часовни Николая Чудотворца в деревне Усть-Поча. Авторская датирующая надпись, сохранившаяся в нижней части грани «Евангелист Иоанн Богослов»: «Писаны сии небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ урожденцомъ Олонецкой гу [бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер [евни]. Большого Конева. Отроду 17 леть» позволяет отнести памятник к редким произведениям.


Иконописец Федор Иок

Загадочной выглядит фигура иконописца Федора Захарова Иока (1864 – 1922 гг.). Из надписи на «небесах» мы узнаем, что к 17 годам он уже «мастер». Такой статус был свойствен только иконописцам, официально записанным в ремесленный цех и регулярно платящим налоги со своих доходов. Для семнадцатилетнего юноши это был значительный шаг. Как правило, в цех, который объединял живописцев, поступали только мастера, имевшие школу и опыт живописных работ, а также хорошие рекомендации. Известно, что Фёдор Иок в течение 3 лет обучался живописному мастерству в Санкт-Петербурге, возможно, брал частные уроки у некоего известного художника, практиковался в Эрмитаже.

Значительный комплекс известных произведений иконописца связан с ранним периодом творчества, до переезда в Каргополь в 1881 г. Федор мог начать работать самостоятельно уже в возрасте 15 лет. Онежских крестьян вполне удовлетворяла его незамысловатая живопись, иконописец получал постоянные заказы на роспись местных храмов. Односельчане, вкус которых был непритязателен, предпочитали отдать церковный заказ своему крестьянину-иконописцу.

Уникальные «небеса»

12-гранное «небо» часовни Николая Угодника в д. Усть-Поча с изображением архангелов, евангелистов, святого Николая и сцен жития святого Николая – одно из самых сложных и уникальных по иконографии «небес» Кенозерья. На восточной грани нет традиционного Распятия. Вместо него – святитель Николай, которому посвящена часовня. Необычным является решение заказчиков вынести на расписной свод не только фигуру святого, но и сцены из его жития. Житийный цикл состоит из семнадцати композиций, изображённых в прямоугольных клеймах в нижней части граней.

«Небо» часовни Трёх Святителей, написанное на шестнадцати радиальных гранях, – также сложно по иконографии. Пространство каждой грани по вертикали неравномерно поделено между тремя композициями, благодаря чему на «небе» складываются три сюжетных круга. Вокруг центрального клейма – традиционный сонм херувимов. Ниже широкий живописный пояс с изображениями ростовых фигур: трёх святителей, двенадцати апостолов, композиции «Воскресение Христово». И последний –  круг двунадесятых праздников и ряда сюжетов Богородичного цикла и страстей Христовых. Создание комплекса можно отнести к концу XIX в. В основе живописи – традиции поздней классики, искавшей образцы в античном искусстве, эпохе Возрождения. Можно отметить хороший профессиональный рисунок, построенный на знании академических образцов. 

Редкое явление в монументальной росписи северных храмов – наличие двух «небес». В церкви Георгия Победоносца в деревне Фёдоровская и церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в деревне Филиповская «небеса» располагались в алтаре и молельном зале.

Коллекция «небес» Парка – одна из самых представительных. В Кенозерье на протяжении столетий работали прекрасные мастера, создавшие уникальные образцы монументальных росписей. Крестьянская иконопись, утвердившаяся благодаря особому укладу жизни и специфическим социальным условиям, существовала здесь параллельно с творчеством мастеров, привлеченных из крупных посадов и городов Севера и Центральной России. Основными заказчиками в Кенозерье были крестьяне. В соответствии со своими представлениями они и сформировали свой особый художественный мир северного храма.

Источник: 
1.    Небеса и окрестности Кенозерья: расписные потолки, иконы, деревянные часовни, церкви, историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский» /сост. И.Б. Остаркова, Е.Ф. Шатковская. – М., Издательская программа «Интерроса», 2009.
2.    ГААО, Ф.55, оп.1, д.83 «Управление Архангельского почтово-телеграфного округа. Личное дело Федора Захаровича Иок».