eng

Вершки и корешки: в Кенозерье продолжается исследование старопахотных земель

22.07.2022

«Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь…». Все прекрасно помнят эту сказку о том, как дед и медведь делили урожай, то репу, то ячмень. Но мало кто задавал себе вопрос — а зачем деду понадобилось сажать репу в лесу? А между прочим, у этой сказки скрытый смысл совсем не в том, что смекалистый мужик перехитрил медведя. Речь идёт о древней системе земледелия, возникшей на лесном севере Европейской России в средние века и бытовавшей до самого начала XX века — лесной подсеке — перелоге. Именно на лесном перелоге часто возникал конфликт между крестьянами и медведями.

Обнаруженные несколько лет назад планы межевания Кенозерской и Почезерской дач Вершининской волости Каргопольского и Пудожского уездов Олонецкой губернии 1861 г. дали возможность увидеть структуру земельных угодий и оценить реальные масштабы сельскохозяйственного освоения Кенозерья в прошлом. Поразительно, что ещё 150 лет назад около половины нынешней территории национального парка находилось в сельскохозяйственном использовании и большая часть этих земель были покрыты лесными переложными пашнями. К началу XX века они стали забрасываться и зарастать лесами. Причина упадка переложной системы, вероятно, кроется в начавшемся оттоке трудоспособного населения в промышленные города, запретительных мерах государства по использованию огневой очистки перелогов от леса, внедрению современных методов ведения сельского хозяйства.

Примерно 50 лет назад здесь была пашня. Фото из архива Парка.


Исследованием этих лесов — бывших перелогов — занимается группа научного отдела Кенозерского национального парка. Уже несколько лет проводится закладка пробных площадок для получения информации по структуре этих лесов, составу растительности, почвам. Классифицированные данные анализируются в гео-информационной системе с последующим моделированием ландшафтной структуры территории в прошлом и построением сценариев её развития в будущем.

В этом году исследования проводятся восточнее Порженских озёр в центральной части Парка. Выбор площадок происходит на основе точек межевых планов середины XIX века, привязанных к современной гео-информационной системе. Научные сотрудники изучают берёзовые и осиновые выделы на относительно недавно заброшенной пашне (около 50 лет назад), а также на перелогах, вышедших из использования в конце XIX века.

А.В. Козыкин за работой. Фото из архива Парка.


«Уже сейчас очевидно, что бывшие сельскохозяйственные угодья вносят свои коррективы в структуру лесов, их продуктивность, состав растительности. Восстановление лесного покрова на пашнях и перелогах идёт по сценарию формирования северной тайги, и сейчас мы имеем возможность наблюдать промежуточные стадии этого процесса. Становится понятным и то, что земледельцы прошлого сводили лес под пашню не произвольно, а с хорошим знанием связи типов леса с плодородием почв, основанным на историческом опыте многих поколений. Интересно, что с накоплением информации чаще возникают вопросы о влиянии сельскохозяйственного прошлого, методах и технологиях обработки почвы на современную структуру древостоев и растительности. Наши исследования очень важны для сохранения культурных ландшафтов Парка и обустройства в будущем новых экологических троп», — рассказал старший научный сотрудник Парка Александр Козыкин.