eng

В Музее имени Андрея Рублева продолжается реставрация икон из Кенского монастыря

13.06.2017

Об этом по итогам своего визита в Москву сообщила Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия. Во время встречи со специалистами музея представителю Кенозерского национального парка рассказали о том, как идет работа над реставрацией икон, их подготовка к декабрьской выставке, посвященной северным экспедициям сотрудников центрального музея древнерусской культуры и искусства, что пройдет в рамках юбилейных торжеств – в 2017 году Музею имени Андрея Рублева исполняется 70 лет.

12 икон, принадлежащих одному церковному комплексу, были обнаружены Лилией Евсеевой, ведущим научным сотрудником научно-исследовательского отдела музея, на берегах реки Кены в 1968 году. Икона «Спаса в силах» нашлась в одном из заброшенных амбаров села Коровино, стоящего в 4 км от Кенозера на левом берегу реки, а еще 11 икон с изображением Богоматери, апостолов, пророков и праздников были найдены на поветях в домах деревни Коровий Двор на другом берегу Кены.


По свидетельству местных жителей, эти иконы были взяты ими из местной приходской церкви после ее закрытия в 1950-е гг., закончившегося полным разрушением церковного здания. При явно поздней живописи икон, относящейся к XIX в., их доски свидетельствовали о большой древности. Все найденные иконы были вывезены в Москву, в Музей имени Андрея Рублева.


Разрушенная церковь была возведена в XIX в. на месте Спасо-Преображенского Пахомиева Кенского монастыря, основанного в конце XV в. или начале XVI в. на левом берегу реки Кены, в 4 км от Кенозера. В 1800 г., как считалось, монастырский комплекс полностью выгорел, и в 1804 г. начинается строительство каменной церкви, освященной в честь Преображения Господня в 1842 г. В 1867 г. на деньги каргопольской купчихи Насоновой в церкви был устроен придел, посвященный Антонию Сийскому и Пахомию Кенскому, на ее же вклад был перестроен иконостас в основном храме. Иконы именно этого иконостаса и были унесены по домам из разрушенной в 1950-е гг. церкви. Исполненную темперой живопись икон можно датировать третьей четвертью XIX в. – и 1867 г., известное время переделки иконостаса, соответствует ее стилю.

В мастерской реставратора. Фото Марины Мелютиной


В реставрационной мастерской Музея имени Андрея Рублева на предварительно укрепленной лицевой стороне икон были расчищены небольшие участки, которые показали наличие под живописью XIX в. двух более древних живописных слоев – XVII – XVIII веков и последней четверти XVI века.


Сейчас специалисты музея под руководством Михаила Казнова, заведующего реставрационной мастерской, ведут работу по восстановлению живописи. Планируется, что ряд икон будут готовы к декабрьской выставке. Работа над ними идет уже 2-3 года.
Напомним, что в московском музее продолжается работа и по реставрации икон из Почезерского храмового комплекса XVIII века в деревне Филипповская. В 2017 году планируется завершить масштабную реставрацию выдающегося шедевра русского деревянного зодчества и создать экспозицию «Почезерский погост: история, архитектура, приход», которая разместится в колокольне и трапезной ансамбля – «тройника».

Работа по очистке иконы. Фото Марины Мелютиной


Более подробно узнать, что же собой представляют собой иконы Кенского монастыря, можно из сборника материалов «Кенозерские чтения - 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исследование на пересечении естественных и гуманитарных наук».