eng

Столетний лес скрывает пашню: в Кенозерском национальном парке продолжается изучение старинных культурных ландшафтов

22.07.2020

Вероятно, мало кто поверит, впервые побывав на Кенозере, что его берега около ста лет назад покрывали не дремучие леса, а светлые обширные пашни и луга. С целью восстановления истории ландшафтов Кенозерья в начале июля в окрестностях старинной деревни Зехнова, на юго-восточном побережье озера, работала исследовательская группа научного отдела Парка.


Карта — фрагмент плана межевания 1861 года, обработанный в ГИС, с точками заложенных пробных площадок. Фотографии — почвенной прикопкой на пробной площади вскрыт горизонт древней пашни; — виды пробных площадок — так выглядят сейчас заброшенные в начале XX века пашни

Выбор места был не случаен. По старинному плану межевания 1861 года, «привязанному» в геоинформационной системе к современной карте лесоустройства и космическим снимкам, были определены чёткие координаты участков пашни и перелога – лесной подсеки, с разной степенью зарастания – уже покрытые лесом и сохранившиеся открытыми за полторы сотни лет. Было заложено восемь пробных площадок.

На площадках размером 20х20 метров проведены геоботанические описания, таксация древостоя, перечёт валежа, а на прикопках глубиной до 50 сантиметров – описание почвы. Для уточнения возраста древостоя у некоторых деревьев взяты возрастные керны. На лабораторный анализ отобраны почвенные срезы и образцы почв из пахотного слоя.


Фото Надежды Петровой


Почти на всех площадках хорошо читается пахотный горизонт, не очень глубокий, сформированный, вероятно, бороной-суковаткой или сохой. Интересно, что в почве, на глубине 10-15 сантиметров, на открытых пашнях и давно заброшенных перелогах встречаются угольки – мельчайшие свидетели давней борьбы человека с лесом. Сколько столетий они пролежали в земле, можно только гадать. И везде – обилие куч сложенных камней. Изуродованная в процессе работы, свёрнутая в штопор на прикопках, штыковая лопата поневоле заставляет задуматься о бесконечно тяжком труде земледельцев прошлого.

По возрасту выросших на месте пашен и перелогов деревьев уже сейчас можно говорить, что забрасываться они начали чуть более ста лет назад. Что-то произошло тогда в русской деревне, что заставило крестьянина оставить древние, разработанные предками перелоги.


Фото Светланы Дровниной

Интересно, что большинство полей прошлого отмечены на плане межевания собственными именами – «репно», «студенецкое», «кулома», «подкуломка», «висельный», «молочно», «под рябикой», «пенькино», «шалга», «лисий берег» и многие другие. Имена полей звучат как еле слышные голоса прошлого.

Зачем нужны эти исследования? Территория Парка – уникальный образец традиционного сельскохозяйственного ландшафта с элементами средневекового уклада. А как он возник и формировался в течение нескольких столетий, чрезвычайно важно знать, чтобы объективно представлять эти знания посетителям Парка, чтобы красивые виды деревушек с часовенками на фоне лесов и озёр наполнились историей.