eng

Кенозерские расписные «небеса» обретут былую красоту

23.05.2017

Кенозерский национальный парк – единственный в системе ООПТ, имеющий в своей структуре музейный фонд, который насчитывает свыше 10000 движимых памятников истории и культуры. Украшение и гордость музейного фонда Парка – одна из самых больших в России и самая уникальная коллекция «небес», потолочных перекрытий деревянных храмов, расписанных на библейские сюжеты – 17 комплексов. Из них 11 комплексов полностью отреставрированы, 2 находятся в стадии реставрации.

В середине мая 2017 года во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря состоялся реставрационный совет, посвященный восстановлению сразу двух комплексов кенозерских «небес». Напомним, что в мае прошлого года началась реставрация расписного потолка из алтаря церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Почезерского погоста деревни Филипповской, через три месяца реставрационная бригада ВХНРЦ приступила к спасению аварийного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинской. Спустя год после начала работ можно подвести промежуточные итоги.

По словам реставратора высшей категории Александра Горматюка, возглавляющего бригаду, большая часть работ, запланированных на почезерском «небе», выполнена. Сложность реставрации этого комплекса заключалась в полной утрате трех «парусов» – угловых граней «неба», а также частичной утрате фрагментов четырех радиальных граней. Перед реставраторами была поставлена задача: реконструировать не только утраченные сегменты «неба», но и восстановить живопись. Специалисты подобрали аналоги образов святых, изображенных на утраченных гранях, для их реконструкции. В настоящее время все работы выполнены. 

Отреставрированные радиальные грани алтарного «неба» почезерского храма


Сложнее обстояло дело с «небом» из лекшмозерской деревни Хвалинская, являющейся частью большой деревни Орлово. Этот часовенный потолок за два с лишним века своего существования серьезно пострадал от жучка-точильщика, который сильно повредил отдельные грани. Как отметил реставратор высшей квалификационной категории Роман Студенников, возглавляющий мастерскую реставрации мебели, в процессе восстановления этого «неба» пришлось учитывать ряд факторов: большой объем утрат древесины, поврежденной жучком и влагой, неотапливаемое помещение часовни, в котором расписные «небеса» находились более двух веков, угроза деформации отдельных досок граней, большая нагрузка на грани в случае монтажа в часовне или в музее. Поэтому вместо единого щита, к которому можно было бы прикрепить каждую грань с оборота, было принято решение все утраты древесины набирать из отдельных брусочков, которые будут между собой очень крепко соединены. Большая часть запланированных работ по укреплению древесины и восполнению утрат уже выполнена. Частично проведено раскрытие живописного слоя граней от поверхностных загрязнений. 

Реставратор Александр Горматюк рассказывает о реставрации «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская


Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов, подчеркнула, что в настоящее время две радиальные грани и одна угловая отреставрированы полностью. Уникальному «небу» конца XVIII века из небольшой лекшмозерской часовни возвращается былая красота.

«Небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская: слева – отреставрированная грань, справа – неотреставрированные грани