eng

Еще одна невосполнимая утрата. Кенозерье прощается с Пелагеей Николаевной Ножкиной

14.03.2017

Стремительно редеет поколение этих не знаменитых людей, которые и олицетворяют собою, своею жизнью Россию. Ушла из жизни Пелагея Николаевна Ножкина. Она родилась в 1923 году в одной из островных деревень Кенозерья – на Мамоновом острове. Ее деревня вошла в число «неперспективных» и шестнадцать лет семья Ножкиных жила на острове одна. Жизнь Пелагеи Николаевны, как и многих незаметных женщин нашей необъятной страны, была сложной и трудной, с военным лихолетьем, с радостью и тревогами, счастьем материнства и потерями близких.

Пелагея Николаевна была самым авторитетным рассказчиком, и к ней можно было идти «беседовать» на любую тему. Она исполняла песни, которых знала много, очаровывая слушателей низким сильным голосом. Сколько раз ее записывали исследователи-фольклористы! В музейном фонде Парка хранятся предметы, переданные в дар этой удивительной бабушкой.

Пелагея Николаевна была душой и совестью нашего Парка, земной хранительницей Никольской часовни в деревне Вершинино. Именно она стала инициатором ее возрождения. Она вспоминала, как в заброшенную часовню собрались женщины, лопатами и топорами отскребли мусор, привели часовню в порядок. «Все иконы были украдены. А теперь люди несут обратно. Приду, на крыльце иконки стоят. Я их святой водой вымою, и ставлю в часовню», – рассказывала Пелагея Николаевна.

Пелагея Николаевна Ножкина. Фото Игоря Шпиленка

Ее часовня – сердце деревенского ландшафта. Много лет поднималась она на вершининский холм, чтобы читать молитвы и звонить в колокол. Завет – хранить «часовенки» – передал ей отец Николай Филиппович Ножкин, которому привелось увидеть, как с корнем в 1974 г. из родной земли вырывали его Ильинскую часовенку на Мамоновом острове. Он не смог этого пережить. Пелагея Николаевна помнила это всегда. Рассказывала о том, что иконы и книги взяли в музей «Малые Корелы», а ветхие «заветы» они с папой похоронили, вырыв для них могилку. И она знала – Никольскую часовню уже никто и никогда отсюда не вывезет.

В последние годы она была уже не совсем здорова, не видела, но ее память оставалась такой же цепкой на какие-то важные для нее события. Очень горестно и печально осознавать, что уходят из жизни бабушки, которые были стержнем кенозерской земли... Мы навсегда сохраним память о Пелагее Николаевне – статной, красивой, гостеприимной женщине с прозрачными глазами, в которые как будто опрокинулось кенозерское небо.