eng

Паспорт деревни Рыжково

 Рыжково (Рышкова) – крупнейшее селение, расположенное на восточном берегу залива Шуйлахта при озере Свином, напротив деревни Глазово, рядом с деревней Федосовой.


План деревни Рыжково. Начало 1980-х годов


Административно-территориальное положение деревни Рыжково


    Деревня возникла предположительно в XVIII веке, что подтверждается «Генеральным планом (атласом) Пудожского уезда Олонецкой губернии», составленного около 1788 года. В XIX веке деревня относилась к Рыжковскому сельскому обществу, которое входило в Кенозерскую (Вершининскую) волость Пудожского уезда Олонецкой губернии. Деревня располагалась в 117 верстах от уездного города Пудожа. В 1919 году в результате административных преобразований кенозерские деревни Пудожского уезда, в том числе деревня Рыжково, были присоединены к Вологодской губернии, а в 1929 году включены в состав Приозёрного района Няндомского округа Северного края. В 1937 году Приозёрный район вошел в Архангельскую область. В 1954 году деревня Рыжково была присоединена к Кенозерскому сельсовету, который в 1965 году вошёл в состав Плесецкого района Архангельской области.

Деревенская улица. Фото из семейного архива Г.М. Некрасовой


Население деревни


Первые статистические данные о численности населения деревни Рыжково встречаются в «Формулярной ведомости о прихожанах Олонецкой епархии Пудожского уезда Кенозерского прихода» за 1843 год: «В Рыжковой: число дворов 14 ¾, мужчин – 59, женщин – 48». Спустя 3 года количество дворов увеличивается до 16 ¼, а население – до 141 человека (мужчин – 67, женщин – 74). В 1873 году было 26 домов, в которых проживали 65 мужчин и 79 женщин. В начале ХХ века в деревне было 30 домов и 29 семей – всего 167 человек крестьянского населения (81 мужчина, 86 женщин). Резкое сокращение численности населения происходит в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. В начале 1970-х годов в деревне были закрыты фермы и школа, трудоспособное население было вынуждено переехать в деревню Вершинино, где были школа и работа. Сегодня деревня практически оставлена местными жителями, оживает лишь в летний период.

    В клубе. Фото из семейного архива В.В. Худякова


Часовня Введения Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи


В 1801 году на краю деревни, на границе между обширными полями и лугами, была построена часовня. Рыжковские крестьяне возводили часовню сообща «при случае в их деревне неурожая хлеба и скотского падежа». Посвятили ее двум церковным праздникам – Введению Богородицы во храм и Рождеству Иоанна Предтечи, которые 21 ноября и 24 июня (по старому стилю) отмечались богослужениями и гуляниями.


Часовня Введения Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи. Фото из архива Парка



Введенская часовня относится к наиболее распространённому типу кенозерских часовен: клеть с открытой западной частью на подклете, перекрытые общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. В начале XX века все фасады и интерьеры вместе с папертью и крыльцом гладко обшили тесом «в ножовку» и покрасили. Под обшивку опилили выпуски бревен и закрыли вертикально лопатками, декоративными филенками. Сдвоенные, смещенные к восточной стене окна на северном и южном фасадах были расширены. Новые окна появились на обшивке по сторонам паперти. Все окна обрамлены профилированными наличниками. Такие же наличники на косяках распашных филенчатых дверей паперти. Венчающий карниз часовни декорирован накладными «сухариками», покрашенными зеленой краской. На причелинах, подшивке залобника, карниза, дверей, лопаток сохранились следы полихромной окраски в красный, голубой, синий и желтые цвета.
В советское время часовня использовалась, как зернохранилище. На дверях сохранились хозяйственные надписи карандашом (начало 1940-х годов).

Интерьер часовни. Фото Н. Кулебякина



Существующий вид часовня приобрела после реставрационных работ в 2004–2005 годах, проведенных специалистами ООО «Поморская плотницкая школа» под руководством архитектора А.В. Антонова. В ходе реставрационных работ была раскрыта паперть, восстановлены утраченные элементы ограждения и крытое крыльцо. Обшивка фасадов молитвенного помещения и на фронтоне паперти была сохранена. По следам, обнаруженным при обследовании памятника, над папертью воссоздана рубленная «в лапу» шестигранная звонница и установлена главка с крестом. Главка обита лемехом. Звонница перекрыта шатром с широкими полицами.


Расписное «небо» в часовне Введения Богородицы во храм
и Рождества Иоанна Предтечи


Посвящение часовни двум важным церковным праздникам обусловило включение в программу росписи потолка двух сюжетов: Введения Богородицы во храм и Рождества Иоанна Крестителя. Они изображены на двух гранях, обрамляющих традиционную композицию «Распятие с предстоящими святыми» и направленных к восточной стене. Живопись «неба» восходит к концу XIX века. Традиционный центральный медальон отсутствует, вместо него круглая деревянная пластина с декоративным свесом, на которую опираются радиальные балки. На 11 гранях «неба» изображены апостолы, причем евангелистам отведены традиционные угловые радиальные грани. Святые изображены в рост, с книгами и свернутыми свитками, у Павла в руке меч, у Петра – ключ. В верхней части каждой грани изображен херувим. Фон на гранях от светло-розового в верхней части до голубого и синего с разводами в центральной части. Распятие на семиконечном кресте, изображено на синем фоне; в нижней части – постройки града Иерусалима. Под крестом изображена голова Адама. В верхней части – Господь Саваоф, благословляющий двумя руками.

Расписное "небо" 



Фигуры святых представлены на фоне пейзажа с холмами, растительностью и рассыпанными полями. Каждая грань построена по законам прямой перспективы, что обуславливает наличие переднего и заднего планов, глубины, воздушной среды, т.е. складывается впечатление, что это не плоский потолок, а объемное пространство. Апостолы, как античные патриции, одеты в хитоны и гиматии с широкими, красиво ниспадающими классицистическими складками. Богатая палитра строится на многочисленных цветовых нюансах. Все это свидетельствует о знании приемов профессиональной академической живописи. К сожалению, не известно, откуда был родом этот иконописец.


В 1960–1970-е годы за местной часовней присматривала Павла Ивановна Привалихина.   

Павла Ивановна Привалихина, хранительница часовни в деревне Рыжково


Иконы в часовне Введения Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи 


Каркас иконостаса, который сейчас сохранился в часовне деревни Рыжково, скорее всего, восходит ко времени создания «неба». Возможно, его приспособили к формату разновременных и разномасштабных икон, находившихся в часовне. В результате появилась смешанная, двух- и трёхъярусная конструкция. Киоты разделены выступающими полуколоннами. Каркас иконостаса аналогично конструкции «неба» выкрашен синей и розовой красками.


Икона «Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский». Фото Н. Кулебякина


Наиболее интересную группу составляют иконы, созданные в начале XIX века и соответствующие времени строительства часовни. Среди них «Спас Оглавный», «Святитель Николай Чудотворец», «Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский», «Великомученица Анастасия, пророк Илья, священномученик Власий, Медост патриарх Иерусалимский», «Богоматерь Тихвинская». Эти иконы можно отнести к творчеству мастеров, связанных с искусством Выговской старообрядческой пустыни. Крупные большеголовые фигуры святых выдвинуты на передний план и хорошо читаются на фоне – либо золотом, либо темно-синем. На одежды святых нанесены кистью тонкие золотые и цветные орнаменты в виде сложных растительных узоров. Декоративность и цветность прикрывают недостатки рисунка, которые больше всего проявляются в написании рук, «неожиданно» появляющихся из складок одежд и выглядящих приставленными к фигуре. 


Икона «Апостолы Павел и Андрей Первозванный». Фото Н. Кулебякина  


Деисусный чин был исполнен во второй половине XIX века. Позже при переделке иконостаса он был разобран и поставлен в два ряда произвольно. Наличие цифровой маркировки на обороте досок свидетельствует о том, что первоначально иконы составляли цельные деисусный чин, построенный в строгом порядке. Святые Деисуса представлены попарно, в рост; изображены на высоком коричневом поземе и на золотом фоне. Письмо ликов чина выполнено «под старину», с ориентацией на искусство XVIII века. Судя по особенностям сосновых досок, иконы были созданы на Севере. 

Придорожные кресты 

Некогда около дороги из деревни Захаровой в Рыжково были придорожные кресты. 

Хозяйственный уклад 

На протяжении многих веков жители деревни Рыжково жили натуральным хозяйством, обеспечивая себя всем необходимым. Основные занятия жителей деревни были связаны с земледелием, скотоводством, рыболовством. Рыжковцы выращивали горох, ячмень, овес, пшеницу, репу, которую только в начале XX века заменил картофель. Репу растили «в палах», т.е. на вырубленных участках леса, хранили всю зиму там же, в лесу, в специально выкопанных ямах. Своей мельницы в деревне не было, ездили в соседнюю деревню Глазово. 


Один из основных видов деятельности – скотоводство. В начале XX века в деревне было: 26 лошадей, 46 коров, 80 голов прочего скота. В 1928 году в деревне было 79 хозяйств, 120 лошадей, 81 голова крупного скота, 84 овцы, 17 свиней.


В начале XX века мужчины занимались рыбной ловлей, охотились на «птицу силышками».


Женщины выращивали лен, шили одежду: «Где – то в лесу выберут поляну – разработают, выжгут 2 – 3 семьи, посеют лен – сделают «ленник». Лен вырастят, обработают, вырвут, обмолотят, по лугу расстелют; он вылежит, повернут его; потом сушат, мнут, бросают, треплют; из этого прядут и ткут «портно». Шили юбки и сорочки, на верх какой–нибудь ситец купят. У мужиков были рубахи – «рядницы», до колен, портяные. Портяные штаны утепляли нашитыми шерстяными заплатами».


Жители деревни занимались резьбой по дереву, изготовлением утвари и ткацкого инвентаря, выделкой овчин, бондарным делом, отходничеством. А так же сами «вязали» дровни (сани), гнули дуги, полозья. В прошлом деревня Рыжково – центр плетения корзин на Кенозере.


Рыжковские доярки. Фото из семейного архива В.В. Калитина  



В 1930-е годы в Рыжково был создан колхоз «Красный октябрь», вошедший в 1950-е годы в состав колхоза «Правда Севера». 1 января 1969 года из 3 колхозов «Правда Севера» (деревня Вершинино и окрестные деревни), «Мир» (Майлахта и окрестные деревни) и «Имени Калинина» (Кузьминка и окрестные деревни), был образован совхоз «Кенозерский», который состоял из 7 отделений: в деревнях Майлахта, Горбачиха, Бухалово, Минино, Рыжково, Вершинино. В стороне от деревни была построена ферма для коров, телят, поросят. Доярками в 1960-е годах работали Анна Степановна Головкова, Анастасия Федоровна Калитина, Таисия Борисовна Старицына, Варвара Ивановна Нечаева. «На 1 доярку приходилось по 15 коров». Телятницы – Валентина Петровна Аникиева, Александра Петровна Привалихина. Пастухом был Егор Андреевич Нечаев. За поросятами в 1950-е годы следила Ольга Федоровна Худякова. В стороне от фермы стояла конюшня. Конюх – Федор Алексеевич Привалихин.


  Рыжковская ферма. 1973 год. Фото из семейного архива Н.Ф. Филипповой 


В деревне была своя кузница, которая располагалась у oзера при входе в деревню. Кузнецом в 1960–70-е годы являлся Тимофей Федорович Худяков. В кузнице изготавливались сельскохозяйственные орудия (серпы для уборки зерновых, косари для рубки кустарника, коромысловые весы, лемех для сохи, ботала – колокольчики для домашних животных), инструменты (топоры, тесла, пилы продольные, скобели и напарьи для плотницких работ), орудия рыбалки и охоты (капканы разных размеров, якоря, крючки, блесны, остроги). 


Кузнец Тимофей Федорович Худяков с женой Марией Михайловной. Фото из семейного архива В.В. Худякова



В деревне были свои мастера печники – Виктор Иванович Худяков и Василий Михайлович Заляжный.


В Рыжковском отделении был ветеринарный пункт, главным ветеринарам была Анна Ивановна Заляжная.


В 1960-70-е годы в деревне Рыжково был свой магазин, маслозавод, клуб, библиотека, сельсовет, начальная школа.


Топонимика


Вокруг деревни Рыжково располагались поля и пожни, ручьи и озера, лес и луга, у которых были свои собственные названия, возникшие в далеком прошлом и передаваемые местными жителями из поколения в поколение
– Тёргозеро, Заечьё – лесные озера
– Гагарье – лесное озеро у деревни. Находится в большой котловине между песчаными и моренными грядами. Сильно заросло кувшинками, берега заторфлены. Озеро богато рыбой. Названо по бывающим здесь на пролетах чернозобым и краснозобым гарарам.
– Вакозеро, Вахкозеро – лесное озеро у деревни. В олонецких говорах отмечалась «вахка» – растение трилистка, трефоль, вахка трехлистовая», ср.: вепс. vehk «белокрыльник, вахта трехлистная», эст. vohk «белокрыльник».
– Студеный ручей – родник у деревни.
– Толстый нос – мыс в свином озере у деревни
– Варнаволок – мыс в свином озере у деревни. Первая основа названия происходит от прибалтийско-финского слова (ср.: фин. vaara «гора, сопка», карел. voara «покрытая лесом возвышенность, гора»).
– Прилуки – залив в Свином озере у деревни. По берегу пляжи с белым песком.
– Го′лодово – поле у деревни
– Зазу′лиха – пожня у деревни
– Запе′нус – поле у деревни
– Чернозем – пожня у деревни
   

Народный и церковный календарь

Главным деревенским праздником было 4 декабря – Введение Богородицы во храм. В этот день все ходили в часовню с утра. Приходили родственники из соседних деревень – накрывали праздничный стол: рыбники, жаркое, блины, калитки и крупой. «На праздник мама пекла по 50 калиток, да рыбники, да хлеб. Калитки картофельные пекли и пшенные, ячневые; пшено трудно тогда было достать», – вспоминают местные жители. 

Широкие гуляния были в Иванов день – 7 июля. Все собирались из других деревень: играли и плясали. Местного гармониста – Василия Ивановича Худякова вспоминают добрым словом: «Всю жизнь играл: и на балалайке – выстругал из полена, и на гармошке, и на баяне. С молоду он освоил игру на гармони и баяне. Его часто приглашали играть на свадьбы в деревне. Не один большой праздник не обходился без гармониста. Когда заканчивалась уборка урожая (праздник «Пожинаха») выставлялись столы, и вся деревня собиралась, чтобы отметить это знаменательное событие. Не обходилось и без танцев. На гармони Василий Иванович исполнял «Портянку», «Кадриль», «Русского». Веселились от души». 

В деревне Рыжково проживало два сказителя: Воинов Петр Андреевич и Худякова Матрена Михайловна. Петр Андреевич был записан экспедицией Гильфердинга А.Ф. Всего исследователям от него было записано 6 текстов: Илья Муромец и сын его, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша, Молодость Чурилы, Дюк, Василий Игнатьевич и Батыга. Матрена Михайловна Худякова была записана во время экспедиции братьев Соколовых.

Образование 

  В 1891 году в деревне Рыжково было открыто земское училище для окрестных деревень: Мининой, Печихиной, Кожевниковой, Росляковой, Федосовой, Глазово, Суетина-острова. Почетным блюстителем был назначен торгующий крестьянин Александр Александрович Нечаев, законоучителем Иоанн Константинович Тервинский, завучем Сергей Иванович Болодов. В первое время в училище обучались: 20 мальчиков и 10 девочек. Помещение, где шли занятия, было наемным, – 60 рублей в год, из которых 50 рублей на содержание школы ежегодно выделяло Уездное земство. 1 января 1903 года был открыт при училище ночлежный приют, которым пользовалось 20 человек.  


Школа в деревне Рыжково. 1967 год. Фото из семейного архива Н.Ф. Филипповой


  В 1930–1960-е годы в деревне Рыжково была начальная школа – 4 класса. Располагалась она в 2-х этажном доме: на первом этаже школа и библиотека, на 2-м этаже жили учителя. «Приезжали дети с Усть – Почи, Глубокого, Минина – 85 человек училось со всех деревень». В 1950-е годы в школе училось 25 человек. В 1950–1960-х годах учителями в школе работали: Анастасия Тимофеевна Тишинина и Екатерина Ивановна Аникиева. 


Медицина 

Больницы в деревне не было, ближайшая располагалась в деревне Усть-Поча, именно туда обращались за медицинской помощью.