eng

Паспорт деревни Зехнова

Деревня Зехнова, расположенная на южном побережье озера Кенозеро, является одним из наиболее древних кенозерских поселений.

Административно-территориальное положение деревни Зехнова

В XIX веке деревня относилась к Ряпусовскому сельскому обществу, которое входило в Кенозерскую (Вершининскую) волость Каргопольского уезда Олонецкой губернии. В 1919 году в результате административных преобразований Каргопольский уезд был присоединен к Вологодской губернии, а в 1929 году кенозерские деревни были включены в состав Приозёрного района Няндомского округа Северного края. В 1937 году Приозёрный район был передан Архангельской области. В 1954 году деревня Зехнова, ранее относившаяся к Ряпусовскому сельскому совету, была присоединена к Кенозерскому сельсовету, который с 1963 года вошёл в состав Плесецкого района Архангельской области.

Реконструкция Ю. Ушакова

Население деревни Зехнова

История деревни Зехнова начинается в XVI веке, когда, по одной из легенд, здесь поселился первый житель – Зех. В «Формулярной ведомости о прихожанах Олонецкой епархии Пудожского уезда Кенозерского прихода» за 1843 год впервые встречаются статистические данные по численности населения деревни Зехнова: «В Зехновой: число дворов 15 ¾, мужчин – 63, женщин – 60». Спустя 3 года количество дворов увеличивается до 16 ¼, а население – до 128 человек (мужчин – 65, женщин – 63). В 1895 году в деревне насчитывалось 175 жителей. Согласно «Списка населённых мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год» в деревне Зехнова: «Население крестьянское: число домов – 32, семей – 31, мужчин – 85, женщин – 99, всего – 184; количество скота: лошадей – 47, коров – 70, прочего – 60». В начале 1920-х годов насчитывается уже 38 хозяйств. В хозяйственной книге за 1943 год значится 35 хозяйств и 139 человек. 

Зехнова зимой. Фото К. Кокошкина

Резкое сокращение численности населения происходит в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время, так уже в 1948 году хозяйств насчитывалось – 27, а жителей – 96. В конце 1960-х – начале 1970-х годов в деревне были закрыты фермы и школа, трудоспособное население было вынуждено переехать в деревню Вершинино, где были школа и работа. На 1 января 2006 года в деревне числилось 6 домохозяйств и 12 человек.

Планировка деревни

Деревня Зехнова относится к прибрежно-озерному типу поселения и вместе с деревнями Спицыно, Погост, Ряпусово, Майлахта, Сысово, Щанниково образует Зехново-Ряпусовский культурно-ландшафтный комплекс. Основная планировочная ось деревни простирается с запада на восток параллельно мелководному заливу – Озерку, соединённому с озером Кенозеро узкой протокой. Территория деревни ограничена с одной стороны сосной и придорожным крестом, с другого края – Мудр-ручьём, со «спины» деревню прикрывают горы, поросшие лесом – это Сыпьгора (или «Рассыпочка») и Бор.

Реконструкция центра деревни Зехнова. О.Г. Севан

Сегодня деревня Зехнова представляет собой смешанную систему планировки, состоящую из нескольких частей, складывавшихся в разное время: Край, Зайчиха, Буй-гора, Деревня, Горюново, Наволок, Заболотье. В планировке преобладают линейные формы; одна деревенская улица идёт вдоль берега залива, другая – вдоль подножия высоких песчаных холмов. Улицы сходятся у часовни Иоанна Богослова. В основном дома главными фасадами повернуты в сторону озера и к часовне. «Место подбирали с умом, чтобы ровное было. Окнами дом должен смотреть на часовню. Задом дом поставишь к часовне – жизни не будет и у самих хозяев, и у их потомков. Хотя, если дом у самого берега, от водоёма отвернуться тоже нельзя» – пояснял житель деревни Капустин Н.П.

Часовня апостола Иоанна Богослова

Центр деревни Зехнова обозначен часовней апостола Ионна Богослова, построенной в конце XVIII века на склоне высокого холма – «Буй-горе». Это единственная в Архангельской области часовня с галереей на консолях.

Часовня Иоанна Богослова. Фото Д. Бастета

Размеры часовни в плане: 6,6 × 6,3 м; высота до конька крыши около 5 м, до крыши звонницы 7,3 м, с крестом 9,3 м. Первоначально часовня была приписана к Кенозерскому приходу, находившемуся в 14 километрах от Зехнова, а в 1890 году перешла в ведение вновь образованного Ряпусовского прихода, храм которого располагался в 4 километрах от деревни. Характерная для Кенозерья схема сельской часовни – клеть и открытая паперть под общей двухскатной крышей – здесь получила дальнейшее развитие: паперть, устроенная на консольных выпусках высокого подклета, окружает сруб клети с трех сторон: с запада, севера и юга. При этом крыша над зданием остаётся общей для всей постройки за счёт удлинения скатов кровли, прикрывающих боковые паперти. Подклет здания диагонально расширяется кверху, а скаты крыши спускаются вниз, на резные стойки, стоящие по периметру паперти. Между стойками паперти сделано ограждение из плоских балясин. Над коньком крыши установлена глава с высоким крестом, обитая городчатым лемехом. С запада, над залобником паперти, выступая за плоскость фронтона, нависает рубленная «в лапу» восьмигранная звонница, построенная в XIX веке и увенчанная узким невысоким шатром с крестом. Сочетание массивных глухих горизонталей срубов, диагоналей подклета и крыши с тонкими вертикалями стоек паперти и звонницы, шейки главы и крестов создаёт эффект лёгкости и прозрачности постройки, возвышающейся на холме над озером и деревней.

Расписное "небо" часовни Иоанна Богослова

В молитвенном помещении полностью сохранилось 12-гранное «небо» – самое древнее в Кенозерье, написанное в конце XVIII века олонецкими мастерами в традициях Выговской старообрядческой живописи на основе древних иконописных образцов. Иконографическая программа «неба» – «Небесное воинство» включает изображения Распятия (на восточной грани), 4 евангелистов и 7 архангелов. Вокруг центральной иконы расположены изображения серафимов и херувимов ярко красного и синего цветов.

Интерьер часовни Иоанна Богослова

В часовне апостола Иоанна Богослова в XVIII веке олонецким иконописцем в старообрядческих традициях был создан двухъярусный иконостас с заворотами на северную и южную стены. Каркас иконостаса окрашен в три цвета: белый, коричневый и голубой. Храмовый образ часовни – «Святые Андрей Первозванный и Иоанн Богослов», созданный в конце ХVII – начале ХVIII века, в ХIХ веке был дополнительно украшен орнаментальной ризой как самый почитаемый. Сохранилась лишь половина икон данного комплекса: «Воскресение – Сошествие во ад», «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, с клеймами жития», «Богоматерь Владимирская», деисусный чин.

Реставрация часовни Иоанна Богослова, 1997-1998 гг. Фото А. Антонова

В 1982 году на памятнике студенческим строительным отрядом «Атеист» под руководством архитекторов В.М. Лопатько и Н.Н. Уткина были проведены консервационные работы. В ходе работ полностью заменена кровля часовни, разрушенные элементы сруба звонницы и её завершения, зашиты досками проёмы между перекрытием молитвенного помещения и кровлей. В 1991 году архитектором Института «Спецпроектреставрация» В.Э. Яндовским был выполнен эскизный проект реставрации часовни. В 1997–1998 годах в рамках российско-норвежского сотрудничества бригадой из кенозерских, архангельских и норвежских плотников на часовне выполнены реставрационные работы: часовню подняли на два венца, кровельные конструкции и кровлю воссоздали на первый строительный период с устройством по курицам и потокам, торцы слег крыши закрыли резными причелинами, воссоздали ограждение паперти между стойками, перебрали сруб звонницы с заменой сгнивших элементов, к западной паперти пристроили рубленое, крытое навесом крыльцо. Новая глава часовни на широком барабане, сменившая старую на трогательно тонкой шейке, изменила архитектурный облик памятника. В 2009 году плотницкой бригадой Кенозерского национального парка проведен ремонт кровли.
Престольным праздником в деревне Зехново был день памяти апостола Иоанна Богослова. «У нас праздновали два Ивана Богослова: 9 октября – большой Богослов, а 21 мая – маленький Богослов. Службу служили, в часовенку ходили. В маленький Богослов на воду ходили с крестым ходом, с иконами, заветы клали. Вот например, болеешь – дак позавечаешься: «Иван Богослов, прости меня во всех грехах». Выкупаюси, например, о Богослове – на воду, выкупаюси, свецу поставлю, Богу помолюси, вот так. И всё выполняли. И в этот маленкий Богослов даже коней кропили. Водили к часовенке, водили коней кропить, службу служили» – вспоминала Мелехова Е.М. (1915 – 2000 гг.). Исстари в народе считали, что Иоанн Богослов защищает от пожаров и покровительствует живописному иконному делу.

Сакральные объекты деревни Зехнова

Рядом с часовней некогда выросла «святая» роща, от которой до сегодняшнего дня сохранилось несколько старых «заветных» елей и сосна, где Богом принимались заветы, т.е. просьбы (обычно об исцелении).

Священная сосна  на окраине деревни. Фото Д. Бастета

Помимо часовни важным объектом деревни является крест, поставленный в начале XX века на «росстани» (развилке дорог) для обозначения границы, отделяющей деревню от полей и леса. «А пойдёшь работать и Богушку помолишься, вот пойдёшь на работу, подойдёшь к кресту, к кресту подходишь и помолишься: «Господи, меня благослови, святой Иисус Христос! На весь день господен! Пособи, Господи, по-хорошему провести денёк, чтобы не заболеть и поработать. Раньше ведь лечились Господом Богом» –  говорила жительница деревни Мелехова Е.М. Иногда говорят, что в Зехнова было 2 часовни, но за вторую часоню местные жители принимали обетный крест в ковчеге. «Красивый был крест, большой… Стоял на срубе. Было от земли три венца, лесенка была, потом столбики и обшит весь кругом, были двери, крыша была над всем срубом, сруб покрашен желтой краской. Крыша была двухскатная, на ней был маленький крестик. А этот большой крест внутри стоял», – вспоминает Капустина А.А., жительница Зехнова.
В деревне Зехнова есть заветный камень, на который клали ягодки и монеты. По рассказам местных жителей, на этом камне некогда был Божий след. Недалеко от деревни находится «Ряпусовский погост» –  островное кладбище для жителей окрестных деревень. По словам жителей Зехнова, это место было «попами отведено –  никто не тревожит».

Традиционный уклад жизни

На протяжении многих веков жители деревни Зехново жили натуральным хозяйством, обеспечивая себя всем необходимым.
Усадьбы зехновцев, как правило, состоли из дома-двора или 2 домов, которые в плане имеют форму буквы Т. Печки в домах делали местные жители. «Дак вот дедко Иван Абрамов (по-деревенски Лепин) печки ложил, а потом так Николай Павлович Капустин (по-деревенски Грушин), да Иван Николаевич Семенов» – вспоминает Капустина В.А. «Капустин Николай Павлович нашел глиняный берег у озера, формочку сделал для кирпичей. Пополам с песком нужна глина для кирпичей. На доски складет ребром кирпичи, высохнут они, потом печки ложит» – Капустина М.В. Помимо дома на усадьбах или в стороне имеются бани, амбары, ледники, сараи для лодок и иногда колодцы.
Основные занятия жителей деревни были связаны с земледелием, животноводством, лесозаготовками. Зехновцы выращивали горох, ячмень, овес, пшеницу, репу, которую только в начале ХХ века заменил картофель. Репу растили «в палах», т.е. на вырубленных участках леса, хранили всю зиму там же, в лесу, в специально выкопанных ямах. Для обработки зерновых культур было построено 8 гумен и мельницы. По свидетельству местных жителей, на Мудр-ручье в прошлом стояла водяная мельница и существовала плотина с достаточно протяжённым водоёмом. В конце XIX века на пересечении ручья Безымянного и дороги, ведущей из деревни Зехнова в деревню Спицыно, была построена водяная мельница – «верхнебойка». Для работы мельницы необходим был поток воды, поэтому вручную был прорыт водопроводящий канал – копанец длиной 390 метров. Жители деревни постоянно следили за исправностью мельницы и плотины. В 1930 – 1960-е годы мельниками – кухарами работали: Абрамов Иван Андреевич, Абрамов Сёмен Васильевич, Фофанов Никита Егорович, Болознев Константин Дмитриевич. В конце 1970-х годов мельница пришла в негодность. В конце 1990-х годов была начата ее реставрация специалистами института «Ленгипроводхоз», «Поморской плотницкой школы» и жителями Кенозерья, закончившаяся в 2008 году.
В Зехнова была своя кузница, которая располагалась на ручье с Китовой горы. В 1940-1950-е годы кузнецом работал Докучаев Николай Петрович.
Жители деревни занимались плетением из лозы (корзин и др.), резьбой по дереву, изготовлением утвари (деревянной, металлической) и ткацкого инвентаря, выделкой овчин, кожи, битьем и валянием шерсти, бондарным делом, гончарством, производством кирпича и игрушек, отходничеством, «шили» лодки, «вязали» дровни (сани), гнули дуги, полозья, делали телеги, гнали деготь, собирали смолу – торговали ими на Вершинино. Были в деревне мастера – прялочники Запольный Прокопий Дмитриевич (по-деревенски Проня Журин) и Прокопий Прокопьевич Завьялов (1887 – 1967). Плотниками были братья М.А. и И.А. Абрамовы, П.Д. Запольный. «Дровни все вязали, мужики у кого в доме были каждый себе вязал. Рамы делали, столы, стулья, кровати» – рассказывала Капустина А.Д.
Мужчины в ХIХ веке – I половине ХХ века охотились, занимались ловлей рыбы. Самый знаменитый охотник «…Болознев Максим Степанович на всю живность охотился (медведь, рысь, лисица и пр.) Убил 55 медведей. Осенью на них охотились, петлями. На медведя раньше были капканы по 25 кг» – вспоминает Болознев Н.М.
Жители деревни изготавливали одежду и обувь. Женщины ткали, вязали, красили нити и холсты, вышивали. «Лен выращивали, сами ткали, ведь тогда вся рабочая одежда домотканна была. Лен вырастят да обделают, да прядут - зиму стараются, а весной поставят да выткут», – рассказывала Капустина А.А. «Пряли все на портяно, жили только на портяном, было бабам-то беда, надо этот лен разработать, опрясть, выткасть. Все вязали, шили, ткали всякими разными красками, пряжи накрасят, всякими разными клетками выткут, себе шили сарафаны» – Капустина А.Д.
13 декабря 1932 года в деревне Зехнова был создан колхоз «Новая жизнь», в который вошли 37 хозяйств из 38. В 1930-е – 1942 годах председателем колхоза являлся Киров Александр Петрович, затем на должность председателя был избран Болознев Николай Васильевич. Колхозники занимались земледелием и скотоводством: выращивали рожь, ячмень, лен, картофель, капусту, репу, коноплю и табак. В колхозе разводили коров, лошадей, овец, поросят, для которых были построены 4 фермы: коровник, свинарник, овечник и двухэтажная конюшня, на втором этаже хранили сено.
В 1952 году деревни Зехнова и Спицыно были объединены в один колхоз «Красный воин», затем в 1958 году они вошли в состав колхоза «Труд». В 1960 году колхоз «Труд» был присоединён к колхозу «Мир». В 1969 году деревня Зехнова вошла в состав совхоза «Кенозерский».

Школа

В 1889 году в Зехнова была создана школа 1-й ступени, а в 1908 году открылось Зехновское земское училище. Почётным блюстителем был назначен Николай Николаевич Неелов, законучителем – отец Иоанн Михайлович Казанский, заведующей учёбой – Анна Петровна Клементьева. В 1913 году блюстителем школы стала Анна Александровна Дружинина, а заведующей учёбой назначили Евдокию Ивановну Голубкову.
После революции, в начале 1920-х годов, в Зехнова была открыта школа 1-й ступени (четырехклассная начальная школа), просуществовавшая до 1976 года. Школьники изучали русский язык, математику, историю, географию, естествознание. В 1945 – 1975 годах в школе преподавала Болознева Вера Николаевна.

Здравоохранение

Издавна деревенские жители пользовались помошью знахарей. В случае угроз опасного заболевания назначался местный житель, наблюдавший за возникновением и распространением инфекции. Так, в 1865 году был составлен «Именной список старост для наблюдения за сибирской язвой», где указывалась «Вершининская волость д. Зехнова: Григорий Дмитриев Болознев 44 года», под надзором которого находилось 20 дворов.
В 1920 – 1930-е годы был образован Ряпусовский фельдпункт, обслуживавший 24 деревни, в том числе и жителей Зехнова.

Знаменитые земляки

Жители деревни Зехнова гордятся своими знаменитыми земляками. Болознев Василий Васильевич – генерал-майор, участник I мировой и гражданской войн. Во время Великой Отечественной войны – начальник штаба армии и командиром дивизии, после войны заведовал военной кафедрой Воронежского университета, кандидат исторических наук. Болознев Иван Георгиевич в годы Великой Отечественной войны командир Оредежского партизанского отряда (г. Ореша), затем один из руководителей Ленинградского областного партизанского штаба. После войны – кандидат исторических наук, декан историко-филологического факультета Тульского института.

Зехнова в творчесве

Деревня Зехнова нашла своё отражение в художественном творчестве. У И. Митруса есть картина под названием «Часовенка в Зихново».

"Часовенка в Зихново". И. Митрус

Кенозерье было любимой темой московского художника Попкова Виктора Ефимовича, который в 1972 – 1974 годах работал в кенозерских деревнях. Ряд работ посвящено Зехнова: «Деревенская часовня», 1972 год. ГТГ; «Деревня Зехново», 1972 год; «Август», 1972 год; «Девочки в Зехнове», 1972 год; «Северная часовня», 1972 год. Государственный Русский музей; «Сени», 1973, Государственный Русский музей.