eng

«Юношеская школа традиционного плотницкого мастерства Кенозерья» (народное судостроение)

Водный, озерно-речной край, где основными и самыми крупными водоёмами исстари были Кенозеро и Лёкшмозеро. Отсюда и названия — Кенозерье и Лекшмозерье. И на водных просторах без плавсредств было не обойтись. Основными, конечно же, были деревянные лодки. Разные. Долблёнки, плоскодонки, килевые и даже карбасы. Жизнь местного населения целиком зависела от передвижения по воде. Потому и строили люди лодки, кто для себя, кто для соседа, а кто-то и для всей округи.

И были мастера настоящие и у каждого из них лодка по-своему получалась. Потому что из общих технологий строительства лодки, в любом случае, вырабатывался какой-то свой личный подход к делу, да и озёра все разные, каждое «со своей волной». Искусство (именно так) «шитья» лодки переходило от мастера к ученику и дошло до наших дней, практически в неизменном виде. Разве что вместо «вичья», которым сшивали борта лодок, теперь используются гвозди, а острую корму заменяет транцевая, для удобства под мотор. Но общая технология строительства сохранилась.

И эту сохранность сегодня подтверждают не только учёные-этнографы, исследующие наш край добрый десяток лет, но и мы с вами. Видим, что есть ещё новые «шитые» лодки, а значит, есть ещё мастера.

Это не может не радовать, хотя бы по одной причине, что в некоторых соседних (и не очень) озёрных краях народное судостроение исчезло. Да, возможно там сохранились старые лодки у крепких хозяев. Где-то они сохранились, как музейные экспонаты. Но в основном же догнивают свой век на заросшем берегу. И не это, наверное, страшно, а то, что не осталось мастеров в тех краях. Ушли и не передали свое умение, а может, и передать уже было некому. И вместе с ними ушла огромная культура народного судостроения Русского Севера, целое направление в мастерстве северного плотника, которое возродить «с нуля» уже практически невозможно.

А в нашем краю это направление ещё живёт. Несмотря на всеобщее вытеснение современными пластиковыми, дюралюминиевыми, резиновыми и прочими (не деревянными) лодками. И никто не спорит о том, что лодка, созданная по современным технологиям из металла или пластика хуже или лучше старой доброй «деревяшки». Во всём есть свои плюсы и минусы. Каждому хозяину виднее. В наш век упрощения и уменьшения трудозатрат покупка пластиковой лодки сильно облегчает её обслуживание. На зиму вытащил на берег, перевернул и до весны забыл. Нет необходимости особых ухаживаний — ни смолить, ни конопатить. Но без этого долго не проживет лодка деревянная. Вот уж с ней-то как раз труда нужно не мало. Много преимуществ есть у современных лодок и одно из самых главных — практичность. Но преимущества есть и у деревянной лодки. О ее экологичности, инерционном ходе, тишине для рыбалки, недороговизны в изготовлении спорить нет необходимости. Все это и многое другое положительно отличает деревянную лодку от современных собратьев.

В чем же плюс нашей территории в теме народного судостроения? У нас ещё есть мастера-лодочники! И их не так мало, как кажется. Есть даже люди, которые не строят лодки, но знают технологию. Есть плотники, которые строят отличные дома и знают толк в работе с деревом, а значит, могут справиться и со строительством лодки. Самое главное во всём этом — передача мастерства будущим поколениям. Иначе все наши умения просто исчезнут однажды вместе с нами. Работа с молодёжью и в индивидуальном, и в групповом аспекте — это то, что мы вполне можем делать. Здесь есть еще один плюс — у нас есть молодежь, способная и желающая обучаться! И деревенские ребята интересуются этим делом. О чём говорит многолетняя работа с «Юношескими плотницкими курсами». Даже если они в будущем не станут плотниками, они многому учатся и узнают, как работать плотницким инструментом, а это любому в жизни пригодится.

Что сделано уже сегодня:

— На туристической тропе «Система пяти озёр» продолжает работать и пользуется огромной популярностью водный маршрут на традиционных лодках-лекшмозерках.

— Создана «Юношеская школа традиционного плотницкого мастерства Кенозерья», которая в данный момент работает по теме народного судостроения, но из названия понятно, что это будет не единственным ее направлением. «Школа» уже начала работу в деревне Морщихинская. У ребят есть все необходимые инструменты и экипировка для работы. Строится специальная мастерская-ангар, где и будет проходить основное обучение практическим навыкам в плотницком ремесле. В перспективе — работа в этом направлении и в Плесецком секторе Парка.

— «Юношеские плотницкие курсы» в 2019 году состоялись по теме деревянного судостроения. Школьники из Каргопольского и Плесецкого районов научились строить простейшие лодки-плоскодонки и остались очень довольны этим событием в своей жизни.

— В 2018 году прошла первая лодочная регата на Лёкшмозере, в которой приняли участие семь команд. В 2019 году участниками «Лекшмозерской регаты» стали уже 11 лодок. В профессиональных кругах есть понимание того, что организация лодочных гребных регат (гонок на лодках) — одно из самых перспективных методов развития традиций судостроения.

— В августе 2019 года участники «Юношеской школы традиционного плотницкого мастерства Кенозерья» приняли участие в XXI Фестивале традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата», где заняли второе место в праздничных гонках в номинации «Традиционные народные лодки». А лодка-лекшмозерка, «сшитая» школьниками под умелым руководством опытного мастера-лодочника Константина Боголепова (д. Морщихинская) получила серебряную медаль в конкурсе мастеров.

— Руководители проекта «Юношеская школа традиционного плотницкого мастерства Кенозерья» Евгений Мазилов и Александр Порохин примут участие в конференции «Рябининские чтения» (г. Петрозаводск) с докладами о деятельности Школы и о лодках-кенозерках первой половины ХХ века.

— Юрий Наумов (Музей-заповедник «Кижи») собрал огромный материал по народному судостроению Кенозерья и Лекшмозерья. В скором будущем выйдет очередная его книга по судостроению Русского Севера, в которую войдут эти материалы.