
Портрет Василия Лукича Майзерова в свитере – «рубахе» орнаментального вязания, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей
Известно, что такие рубахи привозили из Норвегии или вязали сами, мужчины ходили в них на промысел.
Процесс создания изделия был долгим и трудоёмким, поэтому вязанные рубахи особо ценились и передавались от отца к сыну. Технологию изготовления удалось восстановить по экспонатам Архангельского краеведческого музея, а также фотографиям этнографа Натальи Рождественской 1930-х годов. Изделие создала народный мастер России и руководитель музея Поморской варежки Галина Челпанова из города Новодвинска. Она посвятила изучению традиционной одежды поморов более 25 лет и неоднократно ездила в экспедиции по Летнему берегу Белого моря.

Мастер использовала традиционную технику вязания, в том числе учла особую деталь — ластовицу у рукава, которая не давала рубашке задираться, когда человек поднимал руку.
В Поморье узоры вязали, используя два или три цвета, но на Онежском и Летнем берегах были более популярны двухцветные узоры. «Диагональная сетка — характерный орнамент для подобных изделий. У поморов вся жизнь связана с морем, а такой узор ассоциировался с рыболовными сетями и считался своеобразным оберегом», — отметила Галина Челпанова.

Вязанная рубаха станет экспонатом музея в Визит-центре национального парка «Онежское Поморье» в деревне Лопшеньге. Для изготовления её использовано более килограмма домотканых серых и коричневых нитей.

«По рассказам мастериц из Лопшеньги, белый цвет в поморской одежде из шерсти встречался редко. Белых овец было мало, поэтому чаще дефицитную шерсть использовали для изготовления аксессуаров, например, рукавичек. А вязанные поморские рубахи обычно были коричневого и серого цветов», — рассказала сотрудник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия национального парка Марина Рыжкова.