Государственная организация
В музейный фонд Кенозерского национального парка поступила ценная икона XIX века
В музейный фонд Кенозерского национального парка поступила ценная икона XIX века
Автором иконы, судя по живописным особенностям, мог быть иконописец Михайло Кириков Сказываев (1816–после 1863) из деревни Сергеевской Палеховской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии. В середине XIX века он писал иконы в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, и даже известен как автор двух «небес»: одно «небо» создано для Михайло-Архангельской церкви села Архангело, а второе «небо» написано 160 лет назад для молельного зала Георгиевской церкви Порженского погоста, расположенного в центре Кенозерского национального парка. На порженском «небе» иконописец оставил надпись: «1863 Года роботалъ небеса копписецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ».
Клавдия Васильевна Евсеева рассказала историю этой иконы:
«Икона с легендой… Два года назад мы разбирали старую баню и на чердаке нашли эту икону. Кто-то из моих предков причастен к ней, бережно хранил её в горизонтальном положении, завернув в холст. Сокрыли её, время было такое. Может, спасали, видя, как часовню разоряют. А может, перенесли уже сто раз из боязни, что украдут. Да кто теперь знает всю её историю?! Думаю, ну не зря же она ко мне определилась, пережив полтора столетия. Мы с сыном однозначно считаем икону частью Кенозерья, она должна остаться на этой земле. Такая причастность к её судьбе у меня проявилась, что, как к живому существу, испытываю чувство тепла и заботы. Главное, что она, пережив столько испытаний, сохранилась для потомков... Для нас... Надеюсь на удачную судьбу её, скорейшую реставрацию и доступность для жителей нашей малой родины – Кенозерья».
«Скорее всего, икону написали для какой-то кенозерской часовни, располагалась она в центре второго деисусного ряда. Сейчас сложно сказать, в какой часовне она находилась – ни одной похожей иконы на территории национального парка, к сожалению, не сохранилось», – пояснила Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов Парка.
Клавдия Васильевна предположила, что эта икона могла находиться в Филипповской часовне деревни Кривцово: «Долгое время за часовенкой присматривала моя бабушка Анна Терентьевна Спицына. Я была маленькая, но помню, как на Пасху бабушка открывала часовню, все женщины собирались. И в часовне, и у нас дома были разные иконы. После отъезда бабушки к внукам в конце 1940-х годов, часовню разорили, сделали ларёк. Дом бабушки из Кривцово перевезла в Вершинино моя сестра Нина».
А могла находиться и в часовне Трёх Святителей Вселенских деревни Немята: «У меня постепенно складывается мнение, что эта икона из немятовской часовни. Мы подростками, в середине 1950-х годов, на Пасху играли в часовне. Часовня была открыта. Помню, что таких размеров иконы были в иконостасе. Иконостас уже зиял огромными пустотами, а «небо» было целым. Мы рассматривали все это. И эта икона такая же нарядная, «золотая», как «небо» из Немяты».
Кенозерский национальный парк сердечно благодарит Евсеевых Клавдию Васильевну и Валерия Александровича за такой ценный дар. И… не оставляет надежды, что когда-нибудь с помощью местных жителей будет найден ответ на главный вопрос: к какой кенозерской часовне относится эта икона, в какой деревне она находилась до своего «переезда» в Вершинино?..