eng

Сказители, былины, и русалка поблизости: уникальный музей ждет посетителей

26.06.2017

В Кенозерском национальном парке начался новый туристический сезон. Так, в деревне Вершинино для туристов, желающих познакомиться с эпическими традициями Кенозерья, открыты двери музея «В Начале было Слово», что находится в реконструированном крестьянском доме семьи Шишкиных 1861 года постройки. А недавно на официальном сайте Парка появился виртуальный тур по музею эпического наследия. И теперь любой желающий может стать посетителем этой уникальной экспозиции.

Виртуальный тур – это не просто путеводитель по музею, но и богатое собрание аудио- и видеозаписей кенозерских сказителей (более 40 записей) из архивов различных научных центров, интервью с исследователями. Масштабность проделанной создателями тура работы подтверждает то, что многие из этих записей не представлены в экспозиции музея «В начале Было Слово». А версия виртуального тура, распространяемая на электронных носителях в сувенирных лавках Парка, будет дополнена видеофильмами, демонстрируемыми в одном из залов музея – «Жанры». 


Авторская группа проекта «Виртуальный тур по музею «В Начале было Слово»: Александра Яковлева, начальник службы развития (координатор проекта), Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия (сценарий, научное обеспечение), Юлия Дулова, лаборант-исследователь отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия (информационное сопровождение), Дмитрий Маклаков (дизайн и мультимедиа проекта), Анна Мартынова (графический дизайн). 

Виртуальный тур начинается с зала «Сказители», который посвящен представителям знаменитых династий Кенозерья, «промышлявших» былинами, сказками и песнями. Всего же за последние 150 лет на территории Парка было записано свыше 400 исполнителей. Самыми известными рассказчиками был род Сивцевых. Эта династия хранила былинные традиции на протяжении двух веков. Былины передавались из поколения в поколение, от старшего к младшему. Былины, или как их еще называли «старинки», часто исполнялись публично. Старшее поколение пело песни за работой (мужчины, например, за плетением сетей), и, конечно же, при слушателях. 

Зал "Сказители". Фото Евгения Мазилова

Первыми были записаны рассказы Ивана Павловича Сивцева. Этнограф Павел Николаевич Рыбников опубликовал их в сборнике «Песни, собранные Н.П. Рыбниковым», который издавался в 4-х томах с 1861 по 1867 гг. Главными героями народного творчества были богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич – им посвящали больше всего сюжетов. Темами произведений были и взаимоотношения в семье, чувства людей. 


«Фольклор – это большой человеческий опыт, который тянется издревле, передается от одного поколения к другому.  Многие житейские навыки брались из фольклора. Начиная с поэзии воспитания. Таким образом детям прививали простые истины, например, "ест только тот, кто работает"», – отмечает экскурсовод Елена Калитина. Конечно же, в зале былины можно и послушать, причем в исполнении сказителей или их близких родственников. Кроме того, в ходе экскурсии посетители узнают о том, как технический прогресс повлиял на труд этнографов: сперва эпическое наследие записывали ручкой на бумаге, затем на фонограф, потом уже на магнитофон.

Посетители музея в зале "Сказители". Фото Дмитрия Бастета


Конечно же, в зале былины можно и послушать, причем в исполнении сказителей или их близких родственников. Кроме того, в ходе экскурсии посетители узнают о том, как технический прогресс повлиял на труд этнографов: сперва эпическое наследие записывали ручкой на бумаге, затем на фонограф, потом уже на магнитофон.  


«К слову, запись на фонограф делалась на восковые валики. Для одной былины их нужно было штук десять. Так что исследователи везли их на Север килограммами», – рассказывает экскурсовод. 


Пленочный магнитофон появился в Кенозерье в 1958 году с экспедицией МГУ. Этот «чемодан», весивший 20 килограмм, работал исключительно от электросети, боялся жары, холода, влаги и пыли. В тот год записей было сделано немного, в основном запись эпического наследия шла уже позже, на более удобную технику. 


Всего же исследователи за время работы записали 349 былинных текстов. Сказок же одни только экспедиции МГУ во второй половине XX века записали более 600. Последнюю «оформили» в 2002 году. Александра Михайловна Мелехова, местная сказительница, рассказала москвичам сразу 79 историй. Сказки она знала и взрослые, и детские, и сатирические.


Зал "Изба". Фото Евгения Мазилова

Следующий зал «Изба» – реплика традиционного Кенозерского жилища. В этой «избе» даже живут «люди» – манекены в деревенской одежде. Некоторые посетители от неожиданности даже пытаются завести с ними разговор.

«Когда я вела экскурсию по музею, в этот зал зашла туристка с целью узнать, как ей добраться до гостиницы. Она даже успела поздороваться и задать свой вопрос двум “мужикам” за столом. Они не ответили, а женщина с круглыми глазами выскочила из комнаты», - поделилась забавной историей Елена Викторовна.

Помимо главы семьи – «большака», этнографа и фольклориста Бориса Матвеевича Соколова, побывавшего в Кенозерье в 20-е годы XX века (диалог двух мужчин имитирует сбор былин), в экспозиции представлены две женщины и трое детей. Некоторые посетители от неожиданности пытаются завести с ними разговор. В музее можно полюбоваться на аутентичный быт кенозерской семьи. Красный угол, лавки, прялки, печь, ткацкий станок, зыбка (люлька), коробки и сундуки – все на месте. Утвари тоже хватает – ее передали музею местные жители. 


К слову про красный угол. Его накрывали красивым полотенцем – куском длинной ткани с красивой вышивкой. То, чем вытирали лицо и руки, называлось утиральником. Сейчас же все немного поменялось. И да, если вас в деревенском доме посадили в красный угол, то гость вы очень желанный.

Здесь же в исполнении Матрены Васильевны Лоскутовой, известной кенозерской исполнительницы, голос которой был записан в 1980-е годы, можно услышать старинную колыбельную песню. А в исполнении Александа Михайловича Сивцева – былину про дружинника князя Владимира Чурилу, любовную историю с отрубанием головы и самоубийством в конце. Молодому поколению должно понравиться.

Бабий кут. Фото Константина Кокошкина


Далее идет зал «Исследователи», посвященный собирателям эпической поэзии. Первым былины на Кенозерье, как уже было сказано, стал собирать Павел Николаевич Рыбников. Правда, сам он в Кенозерье не попал. За помощью он обратился к местному фельдшеру, который и записал народное творчество. 


«До того момента бытовало мнение, что Олонецкий край – глухомань, населенная безграмотными людьми. После публикации сюда стали ездить и другие исследователи: географы, археологи, фольклористы», – отмечает экскурсовод. 


Следом за Рыбниковым Олонецкий край посетил фольклорист Александр Федорович Гильфердинг. Во время своей работы в Кенозерье он за восемь дней записал 83 эпических текста, из них 59 былин. Отметим, что былины могли рассказываться по часу, так что усилий было приложено немало. Для оптимизации процесса Александр Федорович нанял трех местных мужиков, которые свозили ему сказителей. Всего их набралось 22. 

Помимо ученых-одиночек с 58 по 70 года в Архангельскую область приезжали экспедиции МГУ.  Всего же за полтора столетия территорию, что сейчас занимает Парк, посетила 81 экспедиция. «Если посмотреть, сколько они наездили по территории, то общий километраж равен трем путешествиям по экватору Земли», – проводит внушительное сравнение экскурсовод. Сейчас изучением эпического наследия активно занимаются культурологи Северного (Арктического) федерального университета. 

Зал "Исследователи". Фото Евгения Мазилова


Зал «Жанры», следующий за «Исследователями», посвящен возрастным периодам жизни человека – от его рождения до смерти. Благодаря экспозиции посетители смогут узнать, какие тексты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. 


Для удобства посетителей музея в экспозициях размещены аудиогиды, мультимедийный атлас, мониторы с тематическими видеороликами.

Зал "Жанры". Фото Константина Кокошкина 

Территория рядом с музеем достойна отдельного внимания. Недалеко от музея находится часовня Иоанна Богослова, а с крыльца дома виднеется расположившийся на берегу озера Русалкин валун, на котором один старик увидел русалку, расчесывающую волосы. По легенде, она его тоже заметила, и, испугавшись, ушла обратно в Кенозеро. 

 

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской и губернатор Архангельской области Игорь Орлов в музее "В Начале было Слово". Фото Вадима Штрика

Так что прогулка до побережья озера станет отличным завершением экскурсии. Ведь кто знает, вдруг действительно получится увидеть ту самую русалку и еще больше погрузиться в атмосферу былинного и мифического Кенозерья.