eng

Первый директор Кенозерского национального парка Елена Флегонтовна Шатковская о Павле Николаевиче Балакшине

16.04.2024

Невозможно больно. Не стало Павла Николаевича Балакшина, Главы администрации Архангельской области в 1990–1996 гг. Как же трудно говорить в прошедшем времени о Человеке, который стал, как называют его сотрудники, крестным отцом Кенозерского национального парка. Борьба за спасение Кенозерья длилась не одно десятилетие. Но последнюю точку в ней поставил Павел Николаевич.

Без преувеличения, это был мужественный поступок, совершенный вопреки противодействию лесопромышленного комплекса области и Министерства обороны в связи с выведением из их ведения огромных запасов лесных ресурсов. Как, почему в те тяжелые годы, когда в бюджете катастрофически не хватало денег, когда действовали взаимозачеты, Губернатор области принял такое дальновидное решение не о сиюминутной выгоде от использования лесных ресурсов, а о долговременном сохранении во имя живущих и будущих поколений уникального наследия Кенозерья?! Как Павел Николаевич понял, что вопреки всему и всем надо действовать именно так?! Я думаю, что причина в его невероятном глубинном понимании и любви к северной земле, ее людям, ее природе и культуре.

1995 г. П.Н. Балакшин в Кривцово


И вот Решением Архангельского облисполкома в 1989 г. образованы два ландшафтных заказника (Кенозерский и Лекшмозерский), в декабре 1990 г. создается объединенная дирекция Кенозерского национального парка. А ровно через год, в декабре 1991 г., вышло Постановление Правительства РФ № 84 «О создании государственного природного национального парка “Кенозерский” Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР в Архангельской области».

С П.Н. Балакшиным я познакомилась, когда в последний год своей жизни на Соловках работала зам. председателя Соловецого райисполкома. В какой-то момент Павел Николаевич предложил мне возглавить создаваемый Кенозерский национальный парк. Почти год я сопротивлялась. Уезжая с Соловков, думала о том, что, конечно, буду работать в национальном парке с полной отдачей, но разве смогу я полюбить неведанное мне тогда еще Кенозерье так же, как Соловки, разве может что-нибудь сравниться с ними?! Но вот прошло уже больше 30 лет, а я не вернулась обратно. И Кенозерье стало мне бесконечно родным. И в этом есть заслуга Павла Николаевича. Он был моей каменной стеной, тылом. С присущей ему проницательностью, несмотря на невероятную занятость, при огромном количестве проблем, Павел Николаевич всегда чувствовал, когда меня нужно вызвать к себе, поговорить, помочь.

Я всегда храню в памяти эти встречи, разные истории, связанные с ним. Я бывала у него часто. На его губернаторство пришлось очень сложное время. Как-то захожу поздно вечером в кабинет, Павел Николаевич сидит, обвешанный телефонными трубками, подперев голову, уставший до невозможности. А в это время, как сводки с фронта, «цистерны с мазутом прошли станцию Плесецкая». Если кто не помнит, то котельные города работали не на газе, а на мазуте, и существовала постоянная угроза разморозки города. Закончив разговор, Павел Николаевич говорит мне: «Лена, я знаю, что тебе нужны деньги. Но у меня их нет. Но ведь каждый дурак умеет работать с деньгами. Научись работать без них». Когда потом в Марфином доме мы отмечали 10-летие Парка, я ответила ему: могу отчитаться. Мы научились работать без денег.

П.Н. Балакшин в Кенозерье,фото из архива Парка


Еще один момент. Парк построил начальную школу с полным благоустройством в пос. Усть-Поча, до этого дети учились в неприспособленном здании, по 2 класса в одном помещении. После приемки школы я, радостная, позвонила начальнику управления образования областной администрации. В ответ услышала, что школа нам не нужна, зачем вы ее строили. Павел Николаевич был взбешен такой реакции: «Как это школа не нужна»? В той же Усть-Поче Павел Николаевич принял решение о передаче Парку производственной базы сплавной запани по взаимозачетам с Коневской сплавной конторой.
Много всего было… И совсем неслучайно в 2021 г., в год 30-летия Парка, уличную фотовыставку у драмтеатра «30 лет – 30 историй» мы посвятили Павлу Николаевичу, отметившему в том же году 85-летний юбилей.

Павел Николаевич умел красиво работать и красиво отдыхать. Он все делал по большому счету и очень искренне. Он очень любил петь, плясал русского, играл на гармони. И, конечно, всегда поражало его отношение к людям. Павел Николаевич ходил по городу пешком, без охраны, здоровался за руку, слушал и говорил уважительно, даже если выслушивал нелицеприятные вопросы. Невероятная внутренняя интеллигентность.

И даже в эти тяжелые 1990-е гг. Павел Николаевич заботился о культуре. В его губернаторство в городе появился первый немецкий орган в отреставрированной кирхе, Архангельский молодежный театр Виктора Петровича Панова в 1991 г. стал областным государственным молодежным театром. Павел Николаевич поддерживал разные культурные инициативы – от фестиваля уличных театров до фольклорных праздников.

Павел Николаевич – огромной души Человек, он умел слушать, ценить, беречь. Никогда не таил зла. Не знаю, кто может с ним в этом сравниться.

Имя Павла Николаевича Балакшина навсегда вписано в историю Кенозерского национального парка. Светлую память о нем мы сохраним в наших сердцах и делах. Спасибо Вам за все, дорогой Павел Николаевич.