eng

На огороде в Луде найден «клад»

12.09.2019

Светлана Майзерова, жительница поморской деревни Луда, на своем огороде во время уборки картофеля нашла «клад». Поддужный колокольчик, два подсвечника, печной молоток, футляр для гирек и трубка — часть неизвестного предмета — переданы в музейный фонд ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский».


Поддужный колокольчик. Фото пресс-службы Парка

Наиболее интересным предметом из находки можно считать поддужный колокольчик. На протяжении полутора столетий, с конца XVIII до начала XX века, такие колокольчики использовались в почтовых курьерских тройках. Прежде почтарям предписывалось извещать о своём прибытии на почтовую станцию и отправлении звуками рожка, но русские ямщики не умели пользоваться этим инструментом и новшество не прижилось. В XVIII веке у каждого ямщика был рожок из бычьего рога, но, подъезжая к станции, они по привычке закладывали два пальца в рот и обыкновенным свистом вызывали смену, оправдываясь, что «свист дальше слышен и лошади под посвист бегут шибче». Колокольчик быстро полюбился ямщикам и с успехом исполнял роль звукового сигнала, стал атрибутом почтовой службы. Его звон обязывал всех уступать дорогу почтовой тройке. 

Поскольку ещё в 1836 году вышло постановление Сената: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаёмных лошадях, предоставить оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, едущим по обязанностям службы», то и использовались они только для почтового сообщения и передвижения полицейских.

«Конечно, сейчас такие колокольчики чаще находят именно в тех населённых пунктах, где когда-то располагались почтовые станции и проходили почтовые тракты. Ближайший к Луде почтовый тракт — Онежский, соединявший через город Онегу Архангельск и Кемь, проходил через станции Рикасихинская, Солзенская, Нёнокская, Сюзьменская, Красногорская, Унская, Нижмозерская и другие. Всего по тракту располагалось 17 почтовых станций», — рассказала Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов.


Карта Онежского почтового тракта

Интересно, что на юбке найденного колокольчика имеется надпись: «ЗАВ. ЕГОРА СПИР. КЛЮЙКОВА В СЕЛЪ ПУРИХЕ НИЖЕГОР. ГУБЕР.», которая свидетельствует, что он был отлит на самом крупном в конце XIX — начале XX меднолитейном заведении по изготовлению колокольчиков и бубенчиков в России — «Меднолитейном заводе колокольчиков и бубенчиков Егора Спиридоновича Клюйкова в селе Пурехе Нижегородской губернии», основанном в 1879 году в деревне Остапове, в двух верстах от Пуреха.


Надпись на колокольчике. Фото пресс-службы Парка

Завод неоднократно перестраивался, переоборудовался и совершенствовался, использовались новые технологии в литье колокольчиков. Фактически с начала XX века Клюйков стал монополистом в деле литья ямских колокольчиков и бубенцов. Такого разнообразия и количества поддужных колокольчиков никто не производил ни до, ни после него. Е.С. Клюйков (1852 — 1924) был участником Нижегородской ярмарки. На Всемирных выставках его колокольчики за особую мелодичность и звучность награждались золотыми медалями. В начале Первой мировой войны завод Е.С. Клюйкова вошёл в Товарищество медно-литейных заводов, производившее пушки. Завод перестал существовать в 1924 году сразу после смерти его основателя. Так закончилась история дужно-колокольного литья в России. После Е.С. Клюйкова колокольчики изготавливались лишь штучно, в основном, рыбацкие.

Кенозерский национальный парк выражает благодарность жительнице деревни Луда Светлане Майзеровой за передачу столь бесценного «клада» в музейный фонд. 

Колокольчик и другие предметы, историю и назначение которых ещё предстоит определить, будут отреставрированы, а потом займут достойное место в экспозициях Парка.