eng

Кенозеро в 1950-е годы

20.04.2017

Научный архив Кенозерского национального парка пополнился редкими фотографиями с видами кенозерских деревень и портретов местных жителей, сделанными в 1959 г.

Диск с цифровыми копиями передала в дар Александра Викторовна Лунякова, дочь Натальи Пантелеймоновы Карцевой (1939-1988), участницы фольклорных экспедиций Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Пояснительные надписи к изображениям сделала Галина Григорьевна Григорьева, также участница этой экспедиции.

Профессионального фотографа кафедра фольклора в те далекие годы нанять не имела возможности, поэтому фотоархив экспедиций собирался и хранился у студентов, имевших в те годы личные фотоаппараты. Фотографии предназначались, прежде всего, для домашних альбомов, поэтому собирателей молодые люди снимали чаще, чем исполнителей.

Несмотря на это, в объектив камеры «Смена» попали известные кенозеры. «Николая Филипповича Ножкина, хранителя часовни на Мамонове острове, помню лучше всех других. Он держался с чрезвычайным достоинством, был набожен, церковнославянские и книжные слова часто звучали в его речи и довольно органично в неё вписывались. Он производил впечатление мудреца, обладающего тайными знаниями», - написала Г.Г. Григорьева.

Слева-направо: Г.Г. Григорьева, А.Г. Болознева, Н.П. Карцева, д. Зехнова

  На другой фотографии, рядом с Натальей Карцевой и Галиной Григорьевой, изображена Авдотья Григорьевна Болознева из д. Зехнова. У нее в 1927 г. участники московской фольклорной экспедиции братьев Соколовых записали былину «Добрыня и Алёша». Студенты встретили жителя д. Глущева Ивана Васильевича Глущевского, который во время разыгравшейся на озере непогоды, взял их лодку на буксир. Мужчина оказался прекрасным сказочником. В студенческих дневниках, которые хранятся в фольклорном архиве МГУ, «живут» его сказки. 

Среди изображений в альбоме нашлась фотография утраченной часовни во имя Собора Пресвятой Богородицы в д. Глущева. Это первый снимок часовни в научном архиве Парка! Целый ряд фотографий связан с Почезером и другими деревнями.

Для восстановления памятников, создания будущих экспозиций Кенозерского национального парка эти фотоматериалы представляют большую ценность.

Профессиональная судьба у участников экспедиции сложилась по-разному. Наталья Пантелеймонова Карцева, автор подаренных фотографий, по окончании МГУ работала редактором Центрального телевидения, сначала в редакции литературно-драматических программ, затем в киноредакции. Она активно участвовала в создании одной из самых популярных в 1960-е гг. и позднее телепередач «Кинопанорама». В последние годы жизни была сотрудником НИИ киноискусства, писала статьи о документальном кино.

Мы благодарим Александру Викторовну Лунякову за передачу фотографий и сохранение памяти о Кенозере середины XX в.