eng

«Ей бы ещё расти и расти»... Или как донные удочки губят рыбу

13.12.2023

На улице −26 градусов, но «ощущается как −30», — заботливо комментирует сайт Гисметео. Когда едешь по Унской губе, ещё холоднее. Не спасают ПВХ сапоги и снегоходный костюм. Несмотря на мороз, то тут, то там стоят палатки рыбаков. Они светятся изнутри, и похожи издалека на китайские фонарики. Настроение почти новогоднее.

Фото Надежды Иниевой. 

Мы объезжаем каждую палатку. Проверяем разрешения на право пребывания в национальном парке «Онежское Поморье» (не путать с путёвками на рыбалку — национальный парк таких не выдаёт). В этот раз разрешения есть у подавляющего большинства. Но хватает и одного-двух рыбаков без разрешений, чтобы отморозить руки, составляя протокол об административном правонарушении. А «сэкономленные» триста рублей за посещение превращаются в три тысячи штрафа.

Рейд — это хороший способ проверить, всё ли в порядке у людей на льдине в такой мороз, ответить на вопросы, если они есть. Вопросы есть, но они касаются только рыбы.

— Где лучше клюёт?
— Сегодня пока нигде...

Только один человек спросил, куда уходят деньги за разрешения. Ответ на этот вопрос подробно написан здесь — https://vk.cc/cta5xD

По пути попадаются жители Уны и Луды. Они проверяют наважьи рюжи, сельдяные усть-двинские невода. Инспектора знают жителей в лицо и подъезжают проверить наличие путёвок на добычу, размер ячеи в снастях, есть ли молодь в уловах. Замечаний в этот раз нет. Рыбы у местных рыбаков тоже попадалось мало — обычно навага к этому времени года уже скатывается из верхов Унской губы.

Заезжаем на Вёжму и встречаем палатку. Вокруг поставлены донки, а рядом с лунками пятна крови. Рыбы выловлено мало. Среди неё две кумжины всего по 19 сантиментов. Составили протокол, изъяли молодь. Ей бы ещё расти и расти, ведь взрослая рыбина должна быть по меньшей мере в два раза больше (промысловый размер начинается от 40 см). «Молодь нужно отпускать с наименьшими повреждениями» — написано в Правилах рыболовства, но на практике сделать это очень сложно, когда используешь донки. Из-за особенностей конструкции зимней донки рыба заглатывает крючок до желудка. Вытащить его, не убив рыбу, невозможно.

Мелкая кумжа. Фото Евгения Буторина


Как объясняет заместитель директора Парка по охране территории Евгений Буторин, если стоит «стадо» молоди, то и большие крючки не помогают. Прежде чем рыбаки поймут, что надо менять снасть, место или прекращать рыбалку, погибнет много рыбы. Используя зимние донки, легко стать правонарушителем и потратить всю зарплату на штрафы. За каждую маленькую кумжу ущерб согласно Таксам составляет 5125 рублей. В запрещённых местах размер ущерба увеличивается в два раза. Если ущерб превысит 100 тысяч рублей, то это будет поводом для возбуждения уголовного дела (п. А ч. 1 ст. 256 Уголовного кодекса РФ. То есть для уголовного дела достаточно 10 кумжин.

Зимние донки считаются эффективной снастью, но они не приемлемы на сёмужье-нерестовых реках, где активно клюёт молодь ценных видов рыб, таких, как кумжа. Несмотря на это, рыбаки-любители упорно ставят их и оставляют на несколько дней подряд, калеча множество молоди. ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» рассматривает вопрос о запрете использования донок зимой в сёмужье-нерестовых реках на территории национального парка «Онежское Поморье».

Надежда Иниева, начальник отдела социокультурной деятельности ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский»