eng

Монастыри Кенозерья

В разное историческое время на небольшой по площади территории Кенозерья (территория, представляющая единое целое по природно-географическим, культурным и социальным признакам) располагались Кирилло-Челмогорская пустынь (XIV в.), Пахомиево Спасо-Преображенская Кенская пустынь (XV в.), Макарьевская Хергозерская пустынь (XVII в.), Наглимозерская (Аглимозерская) пустынь (XVII в.). Монастырское устроительство Кенозерья первыми «подвижниками благочестия» связано с новгородским и московским духовным освоением Европейского Севера.

Кирилло-Челмогорский монастырь 

Это один из древнейших монастырей «Северной Фиваиды», основанный в 1316 г. Кириллом, пострижеником новгородского монастыря святого Антония Римлянина. Житие Кирилла Челмогорского (XVII в.) повествует, что святой прожил в одиночестве на горе Челме 52 года, занимался «поучением книжным» и «крестил «чудь белоглазую». После смерти Кирилла сюда стали стекаться монахи и возник небольшой общежительный монастырь. Выражением веры к преподобному, утвердившейся в местном населении, являлись 17 чудес, описанных в книге «Чудеса по преставлении преподобного отца нашего Кирилла». Процветание обители определялось и святынями, существовавшими в монастыре. Икона Успения Божией Матери, по преданию принадлежавшая святому, и серебряная рака преподобного Кирилла с его мощами привлекали в обитель множество паломников.

Духовным символом обители являются иконы с образом преподобного Кирилла Челмогорского. К уникальному варианту иконографии относится икона «Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря». Иконописец воссоздает реальный облик монастыря первой четверти XIX в. Обитель окружала стена с башнями на углах. Внутри монастырских стен возвышался каменный собор Богоявления Господня, с приделами во имя преподобного Кирилла Челмогорского и св. Николая Чудотворца (1818 г). Вторая Успенская церковь обители была деревянная (1803 г.).

Единственное, что напоминает сегодня о пустыни, это речка Челма и чудесные озера – Монастырское и Лекшмозеро, окружавшие монастырь. Сохранившийся фундамент Богоявленской церкви определяет место расположения утраченного храма.

Кенский Спасо-Преображенский монастырь

Духовным пастырем северных территорий Кенозерья был Кенский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся «на левом берегу реки Кены», в нескольких километрах от Кенозера. Устроителем обители являлся преподобный Пахомий, основавший монастырь во второй половине XV – начале XVI вв. Кенский монастырь получил особую известность в связи с тем, что в 1508 г., при жизни Пахомия, здесь получил постриг Андрей Никифорович, будущий основатель Антония-Сийского монастыря. Монастырь являлся крупным землевладельцем, в конце XVII в. обители принадлежало 500 квадратных верст земли.

Архитектурный ансамбль Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской пустыни на рубеже XVI – XVIII вв. включал три церкви – Преображения Господня, Чудотворца Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Уникальными свидетелями этого периода монастырской истории являются сохранившиеся в российских музеях памятники. В 1968 г. сотрудниками музея Древнерусской культуры им. Андрея Рублева в деревне Коровино (на территории бывшего монастыря) были найдены двенадцать икон XVI в. По письменным источникам известно, что из Пахомиевой Кенской пустыни в Троицкий Свирский монастырь был перенесен драгоценный реликварный крест XVII в. с большим количеством вложенных в него мощей и реликвий новгородских святых. Это единственное произведение драгоценной литургической утвари Спасо-Преображенского Кенского монастыря хранится в собрании Государственного Русского музея, г. Санкт-Петербург.

После упразднения Кенской пустыни в 1764 г., уничтожения древних храмов в результате опустошительного пожара, в первой половине XIX в. была построена приходская каменная пятикупольная Спасо-Преображенская церковь. К сожалению, разрушенный, разобранный на кирпич в 1949 г. храм не сохранился до наших дней.

Макарьевская Хергозерская пустынь

Достопамятным местом и крупным религиозным центром являлась Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная монахами Сергием и Логгином в 1630 г. на берегу Хергозера. Известность монастыря определялась тем, что здесь хранилась особо почитаемая чудотворная икона Макария Унженского и Желтоводского, о чудесах которой было написано специальное произведение. Письменные источники свидетельствуют, что в XVII в. в обители было воздвигнуто три деревянных храма, посвященных Святой Троице, Введению Пресвятой Богородицы, Трем Святителям Московским. После пожара, уничтожившего храмы «со всею утварью и иконами», в 1782 г. был построен теплый каменный храм Введения Богородицы, а в 1872 г. завершено строительство пятиглавого каменного собора во имя Святой Животворящей Троицы. Эти храмы строились уже как приходские, т.к. в 1764 г. монастырь был упразднен.

После закрытия прихода (1930-е гг.) каменные храмы сохраняли свой облик до середины XX в. В 1960-е гг. разобрали на кирпичи Введенскую церковь, в руинированном состоянии дошла до наших дней Свято-Троицкая церковь. Ценной историко-культурной информацией являются фотографии, сделанные Н.Н. Померанцевым в «Макарии» в 1958 г. Благодаря снимкам удалось определить принадлежность и местоположение в иконостасе Свято-Троицкого храма 25 икон, хранящихся в музейном фонде Кенозерского национального парка. Ныне Макарьевская обитель возрождается усердием Н.Я. Ушакова, правнука священника прихода Д.И. Лебедева, настоятеля Предтеченского храма иерея  Виктора Пантина и священника храма Иоанна Богослова с. Ошевенское Василия Черемисина при поддержке Кенозерского национального парка и многих благотворителей.

Аглимозерская пустынь

Особое островное местоположение на Наглимозере занимала Наглимозерская (Аглимозерская) пустынь. «Это единственное по своему картинному положению, едва ли не во всей Олонецкой губернии, озеро Наглимо, красоты которого почти не поддаются описанию» – писал краевед К.А. Докучаев-Басков. Монастырские документы XVII в., сохранившие историю обители, свидетельствуют, что основателем пустыни был инок Тимофей, служивший до пострижения в архангельской стрелецкой службе. В 1645 и 1690 гг. в монастыре построены деревянная церковь во имя Неопалимой Купины и деревянный храм во имя Трех святителей, колокольня, кельи и ограда. В 1811 г. был поставлен новый каменный храм во имя Тихвинской Божией Матери. Особо почитаемой чудотворной иконой обители являлся образ Божией Матери Неопалимой Купины, который привлекал странников в отдаленный лесной монастырь. На рубеже 1730 – 1740-х гг. «за малостью братии» монашеская жизнь в обители прекратилась. В музейном фонде Кенозерского национального парка хранится уникальная карта упраздненной пустыни 1783 г., «устроенная с целью межевания земли». Карта является бесценным источником для определения территории обители. В 1940-е гг. храмы Наглимозерской пустыни были разрушены. Но территория обители, «где славили Бога иноки смиренные», по-прежнему остается святым, притягательным местом. Исторический образ монастыря хранят устные истории об иноческой жизни, остатки монашеской кельи и деревянный крест, поставленный на фундаменте каменного храма.