Наглимозерская (Аглимозерская) пустынь

27.04.2017

Наглимозерская (Аглимозерская) пустынь

Основатель пустыни 


На уединенном Монастырском острове Наглимозера иноком Тимофеем в 1630-е годы основана Наглимозерская (Аглимозерская) пустынь. Учредитель пустыни до пострижения прошел 30-летнюю службу в архангельских стрельцах. В Смутное время в конце XVI–начале XVII века Тимофей был отправлен из Архангельска в низовые города с небольшим отрядом, в составе которого участвовал в сражениях. Был ранен, пленен литовцами, от ран и болезней принял постриг, «жалованьем на милостинные деньги великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси» основал Наглимозерскую (Аглимозерскую) пустынь. В 1649 году старец Тимофей и «семь братов» получили земли вокруг пустыни на оброк и получали «ежегодную милостыню из таможенных доходов». Основатель обители прожил здесь с братией около 20 лет. 

Подпись для фотографии, не на всю ширину контентного блока



Наглимозерские храмы 


На острове были возведены 2 деревянных храма: в 1645 году – во имя Неопалимой Купины с приделом Св. Николая, в 1690 году – во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Отдельно стояла деревянная, шатровая колокольня, на которую в 1653 году от царя Алексея Михайловича были пожалованы колокола. Чудотворный образ Наглимозерской (Аглимозерской) пустыни – икона Божией Матери Неопалимая Купина находился в одноименном храме. О таких чудесах, как воскресение умершего сына отца Иоанна (дьячка церкви Петра и Павла в деревне Морщихинская), о предотвращении в пустыни пожара и других, рассказал инок Тимофей в челобитной царю Алексею Михайловичу в сентябре 1653 года. Монахов было немного, и в 1702 году пустынь была приписана к Каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю (Строкиной пустыни). 

Наглимозеро. Фото К. Кокошкина


Новый храм

В 1760-е годы пустынь была преобразована в приход со священником Дмитрием. «Трудами и тщанием» следующего священника Иоанна Васильева Арефинского в 1811 году на собранную у благотворителей в Петербурге сумму на месте обветшавшей деревянной церкви Богоматери Неопалимой Купины был построен новый каменный одноглавый храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери с теплыми приделами – во имя Святителя Николая и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». К церкви пристроена колокольня. Колокольня увенчана куполом с иглой. Церковь с колокольней в длину достигала 25 м., в высоту 17 м., высота колокольни с 6 колоколами – 21 м. 

Крест на месте утраченного храма Тихвинской Божией Матери Наглимозерской пустыни. Фото Е. Шатковской

Многоярусный иконостас в церкви был украшен резьбою. Особое место в нижнем ряду иконостаса занимал храмовый образ Тихвинской Божией Матери в серебряной ризе. Иконы были написаны Максимовым Григорием Федоровым, учеником и последователем крестьянской иконописной артели И.И. Богданова – Карбатовского. На северной стене Никольского придела помещался небольшой шкафик с реликвиями: кольчугой и двумя железными поясами основателя пустыни – инока Тимофея. Служба в храме совершалась в дни святителя Николая – 9 мая и 6 декабря. В 1834 году приход был закрыт «за скудостию содержания» и приписан к Лекшмозерской Петропавловской церкви, последний священник прихода Иоанн Андреев «уволен от должности на пропитание родственников». 

Наглимозеро. Ряжевый мост на Монастырский остров. 2012 год. Фото К. Кокошкина



В 1940-е годы храм был разрушен. Территория обители, «где славили Бога иноки смиренные, служа обетам по мере сил своих», остается святым, притягательным местом. «Образ» пустыни хранят устные истории об иноческой жизни, остатки монашеской кельи и деревянный крест, поставленный на фундаменте храма. 


Николин крест

Идущая вдаль Аглимозерская дорога - тележница разделяется на две. Отходящая от нее тропа направлена к Лебяжьей лахте Наглимозера и на озеро Большое Лебяжье. На месте разветвления, «расставания» дорог – «на росстани» - стоит Николин крест. 

Деревянные кресты, стоящие у дорог, деревень, в полях – явление, характерное для Русского Севера. В настоящее время на территории Парка насчитывается более 30 поклонных крестов, которые датируются XVIII – началом XIX века. Поклонные кресты - кресты памятные. Ими отмечались места, где приходилось обращаться за помощью к Богу. Место, где установлен крест, считается священным. Человек, уходя в дальнюю дорогу, должен здесь остановиться, поклониться, попросить у Бога благословения. По древней северной мифологии «росстани» считались местом «нечистым», и кресты ставились, чтобы отогнать недобрые силы, уберечь православного путника «крёстным знамением». На развилке поклонные кресты ставили и для того, чтобы могли молиться путники, двигающиеся в разных направлениях. Крест на «росстани» выполнял еще и просто бытовую функцию путевой метки, не позволяющей сбиться с пути. Кресты – придорожные, обетные, поклонные, памятные – ставили во многих местах Кенозерья. Крестьяне воздвигали обетные кресты у въезда в деревню и у выезда в лес. Их ставили там, где сгорела часовня или упразднён монастырь, где кто-то убит молнией, у въездов на мосты - всюду, где считали необходимым осенить себя крестным знамением. 

Озеро Наглимозеро. 2012 год. Фото К. Кокошкина


Первый крест был поставлен по завету еще в 1930-е годы Дмитрием Васильевичем Вавулинским. Возможно, существовали на этом месте и более древние кресты. Второй крест был поставлен Иваном Федоровичем Подгорних. В трехлетнем возрасте его ноги переехала телега и все семь классов школы он проходил на костылях. Деревенские старушки посоветовали ему поставить поклонный крест на месте старого. Крест был поставлен им уже в сознательном возрасте, когда он работал секретарем в администрации – в 1953-54 году. Через некоторое время ему сделали операцию на ногах. Следующий крест был поставлен здесь в конце 1970-х годов Иваном Михайловичем Поповым, а в 1999 году жители установили последний крест, который стоит на этом месте и поныне.

Николин камень 


Николин камень и другие подобные ему валуны были перенесены в наш регион ледниками, которые оставили после себя «слоеный пирог» из чередующихся отложений песка, гравия, глины, валунных суглинков (морен). Они принесли с гор Скандинавского полуострова на эту территорию огромные валуны, в числе которых и «Николин камень».
На Каргополье несколько камней, привлекающих к себе внимание паломников. 

Николин камень



 У вогнутой чаши «святыни» – моренного валуна «Николин камень» выемка с дождевой водой считается «Божьим даром Николая Угодника» и является объектом поклонения. Сюда до сих пор приходят паломники, ставят свечи, оставляют денежные пожертвования, умываются святой водой. По свидетельству местных жителей здесь совершают ритуал крещения: «Вот я и Андрюшеньку, внука своего дак крестила. Святая вода, а я сходила с камушка купила водушку. А туды денежку спустила, на камешок». 


Особым почитанием Николин Камень пользуется среди рыбаков и охотников Лекшмозерья. Лекшмозеры сохраняют легенды о священных свойствах Николина камня, способствующих деторождению. Ритуал умывания водой с поверхности камня с целью крещения, исцеления, деторождения и означает чудо «спасения» человека через приобщение к глубинным силам, заключенным внутри камня.

 


27.04.2017

Кирилло-Челмогорский монастырь

Читать далее
02.10.2019

Древняя история Кенозерья

Читать далее
27.04.2017

Монастыри Кенозерья

Читать далее