Преподобный Кирилл Челмогорский (1286–1368)
Пустынь была основана в XIV веке иноком Кириллом – пострижеником новгородского монастыря святого Антония Римлянина на святой Челме-горе, окруженной с северной стороны – Лекшмозером, с юга – Монастырским озером, с востока – рекой Челмой. В 1316 году после долгих странствий инок Кирилл пришел на Челму-гору, где прожил в одиночестве 52 года. «Житие Кирилла Челмогорского», составленное Иоанном – изографом и священником Лядинской Покровской церкви во второй половине XVII века, повествует, что Кирилл обрабатывал землю, занимался «поученьем книжным», «чудь белоглазую» приводил к вере Христовой. Кирилл построил часовню, келью и церковь во имя Богоявления Господня. Позднее, после смерти монаха 8 декабря 1368 года, над его могилой была устроена гробница, а икона «Успение Божией Матери», являвшаяся единственным сокровищем подвижника, стала главной храмовой святыней. Преподобный Кирилл Челмогорский был канонизирован (память 8/21 декабря), житие и служба вошли в церковную агиографию и богослужение. Пустынь после смерти преподобного Кирилла в течение нескольких лет не заселялась, позже к этому месту стали стекаться монахи и возник мужской монастырь преподобного Кирилла Челмогорского.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Межевой план Кирилло-Челмогорского монастыря. 1783 г. Из Государственного архива Архангельской области.jpg)
Межевой план Кирилло-Челмогорского монастыря. 1783 г. Из Государственного архива Архангельской области
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Форэскиз макета Кирилло-Челмогорского монастыря на начало XX века. Автор Н. Варшавская.jpg)
Форэскиз макета Кирилло-Челмогорского монастыря на начало XX века. Автор Н. Варшавская
Комплекс монастырских строений
На рубеже XIX–XX веков комплекс строений Кирилло-Челмогорского монастыря окружала крепостная стена с башнями на углах, представляющая собой неправильный четырехугольник. Вход в монастырь осуществлялся через главные святые ворота, а также южные и восточные ворота.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Святые ворота Кирилло-Челмогорского монастыря. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и худо.jpg)
Святые ворота Кирилло-Челмогорского монастыря. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
Особо чтимое место в обители – Крест-распятие – располагался на том месте, где по легенде ископал себе пещеру преподобный Кирилл. В центре возвышалась построенная в 1818–1823 годах каменная, одноглавая, одноэтажная церковь Богоявления Господня с приделом во имя преподобного Кирилла Челмогорского и каменной колоколенкой над папертью. В 1898 году к храму был пристроен придел Николая Чудотворца и храм стал трехпрестольным. В главном храме монастыря находилась рака-ковчег с мощами преподобного Кирилла Челмогорского.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Богоявленская церковь. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея.jpg)
Богоявленская церковь. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
Рядом с Богоявленским храмом «приютилась старинная, миниатюрная размером, деревянная церковка – Успенская», в алтаре которой были установлены «небеса писанные».
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Изображение Богоявленской (слева) и Успенской (справа) церквей на иконе «Кирилл Челмогорский». Из фондов ГМО «Художественная культура.jpg)
Изображение Богоявленской (слева) и Успенской (справа) церквей на иконе «Кирилл Челмогорский». Из фондов ГМО «Художественная культура Русского Севера"
Внутри монастырских стен находились трапезная, братские корпуса, за оградой многочисленные хозяйственные постройки, мельница и 2-х этажный архиерейский дом у реки с «мезонином, резными колоннами, часть стен интерьера которого была облицована мрамором, а печи изразцами». «Как бы заманивая путника… покажутся в первый раз купол колоколенки, крыша с главою и верхняя часть белеющих стенок Богоявленской церкви. Как Эдем прекрасна она. …Представится она в первый раз каким-то земным раем, невольно притягивающим к себе», – писал путешественник в XIX веке.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Рисунок «Кирилло-Челмогорский монастырь на иконе Преподобный Кирилл Челмогорский», написанной в XVII в..jpg)
Рисунок «Кирилло-Челмогорский монастырь на иконе Преподобный Кирилл Челмогорский», написанной в XVII в.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Архиерейский дом. Из семейного архива Н. Варшавской (2).jpg)
Архиерейский дом. Из семейного архива Н. Варшавской
Кирилло-Челмогорская обитель, упраздненная в связи с секуляризацией церковных земель по указу Екатерины II 1764 года, в 1899 году вновь обрела самостоятельность. В конце XIX века на противоположном берегу реки Челмы Иваном Тихоновичем Кругановым был организован выселок «Пелла».
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/План деревни Пелла. Начало XX века. Из Государственного архива Архангельской области.jpg)
План деревни Пелла. Начало XX века. Из Государственного архива Архангельской области
Паломнический центр Каргополья
Кирилло-Челмогорский монастырь на протяжении многих столетий был паломническим центром Каргополья, люди издалека приходили поклониться святым мощам преподобного Кирилла, у мощей совершались многочисленные чудеса. Кирилл Челмогорский особо почитался на территории Лекшмозерья. В день памяти преподобного Кирилла Челмогорского и Успение Пресвятой Богородицы из Каргополя и окрестных деревень шли в обитель крестные ходы. Традиционным было паломничество сюда и учеников Каргопольского Духовного училища, так 1911–1912-й учебный год училище закончило паломничеством в Кирилло-Челмогорский монастырь, о чем в статье в Олонецких епархиальных ведомостях сообщил преподаватель училища Г.П. Сергиевский. Примечательно, что автор сделал ряд фотографий, которые сохранили для потомков исторический облик пустыни.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Основные направления каргопольского паломничества в Лекшмозерье. Начало XX века.jpg)
Основные направления каргопольского паломничества в Лекшмозерье. Начало XX века
Подворья Кирилло-Челмогорского монастыря
В начале XX века Кирилло-Челмогорский монастырь начал хлопотать об открытии подворья в городе Санкт-Петербурге. В 1917 году по благословению Митрополита Петроградского Вениамина строится в городе Петрограде Подворье Челмогорской Кирилловской Богоявленской пустыни. В июне 1918 года в Подворье освятили часовню во имя Преподобного Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена. Монастырь имел также Подворье в городе Каргополе.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Икона «Преподобный Кирилл Челмогорский». Из Никольского храма, г. Архангельск.jpg)
Икона «Преподобный Кирилл Челмогорский». Из Никольского храма, г. Архангельск
Последние дни святой обители
Монастырь стал последним пристанищем для епископа Каргопольского Варсонофия (Василий Васильевич Вихвелин). В 1932 году после арестов духовенства и монахов Кирилло-Челмогорский монастырь был ликвидирован. В 1932–1934 годах разобраны деревянные монастырские строения, в том числе и Успенская церковь.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Часовня – беседка в Кирилло-Челмогорском монастыре. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и.jpg)
Часовня-беседка в Кирилло-Челмогорском монастыре. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
Долгое время тайны обители и икону «Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря» хранила жительница деревни Труфаново монахиня Анна Павловна Боголепова. В 1937 году она была арестована и заключена в ИТЛ на 10 лет. После возвращения в деревню в ее доме находили приют ссыльные из духовенства и монашествующих. В середине 1980-х годов бывшая монахиня открыла тайну клада церковной утвари. По воспоминаниям очевидцев, из города Архангельска прилетел вертолет, на котором клад был вывезен.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Анна Павловна Боголепова – бывшая монахиня Кирилло-Челмогорского монастыря. 1980-е годы.jpg)
Анна Павловна Боголепова – бывшая монахиня Кирилло-Челмогорского монастыря. 1980-е годы
Сегодня обитель находится в запустении. От двух храмов остались только фундаменты, от ограды – груда кирпичей. Там, где были монастырские стены, вырос ряд тонких берез, указывающих границы утраченной обители.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Река Челма и Челма – гора. Октябрь 2015 года. Фото Е. Мазилова.jpg)
Река Челма и Челма-гора. Октябрь 2015 года. Фото Е. Мазилова
«Кириллова ель»
На Челме-горе еще несколько лет назад росла святая ель, упавшая во время урагана. Выжигали монахи окрестный лес под пашню, а эту ель пощадили, оставили. Дерево это оберегалось, почиталось как живой памятник былого, святыня, связанная с обителью. Существует легенда, что под этой елью любил сидеть какой-то старец, глядя на озерную гладь. Много десятилетий сохранялось нерукотворное, самой Челмой-горой созданное, святой любовью взлелеянное – ель, называемая в округе «Кирилловой елью».
Святой крест
В 2005 году произошло значительное событие в истории упраздненной Кирилло-Челмогорской пустыни. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил поклонный крест, возведенный преподобному Кириллу Челмогорскому на дороге Каргополь - Пудож у поворота на Челму.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Памятный крест у своротки на Кирилло-Челмогорский монастырь на дороге Каргополь – Пудож.jpg)
Памятный крест у своротки на Кирилло-Челмогорский монастырь на дороге Каргополь – Пудож
В настоящее время возрождаются традиции паломничества в монастырь в день памяти преподобного Кирилла Челмогорского, 21 декабря. В 2012 году благочинным каргопольского округа иереем Андреем Усачёвым и протоиреем Михаилом Бузынкиным была освящена часовня – сень, возведенная над пещерой, в которой по легенде жил монах Кирилл Челмогорский.
![](/gostyam/chem-zanyatsya/meropriyatiya/Паломники на Челме-горе во время освящения часовни. Август 2012 года.jpg)
Паломники на Челме-горе во время освящения часовни. Август 2012 года