Преподобный Кирилл Челмогорский (1286–1368)
Пустынь была основана в XIV веке иноком Кириллом – пострижеником новгородского монастыря святого Антония Римлянина на святой Челме-горе, окруженной с северной стороны – Лекшмозером, с юга – Монастырским озером, с востока – рекой Челмой. В 1316 году после долгих странствий инок Кирилл пришел на Челму-гору, где прожил в одиночестве 52 года. «Житие Кирилла Челмогорского», составленное Иоанном – изографом и священником Лядинской Покровской церкви во второй половине XVII века, повествует, что Кирилл обрабатывал землю, занимался «поученьем книжным», «чудь белоглазую» приводил к вере Христовой. Кирилл построил часовню, келью и церковь во имя Богоявления Господня. Позднее, после смерти монаха 8 декабря 1368 года, над его могилой была устроена гробница, а икона «Успение Божией Матери», являвшаяся единственным сокровищем подвижника, стала главной храмовой святыней. Преподобный Кирилл Челмогорский был канонизирован (память 8/21 декабря), житие и служба вошли в церковную агиографию и богослужение. Пустынь после смерти преподобного Кирилла в течение нескольких лет не заселялась, позже к этому месту стали стекаться монахи и возник мужской монастырь преподобного Кирилла Челмогорского.

Межевой план Кирилло-Челмогорского монастыря. 1783 г. Из Государственного архива Архангельской области

Форэскиз макета Кирилло-Челмогорского монастыря на начало XX века. Автор Н. Варшавская
Комплекс монастырских строений
На рубеже XIX–XX веков комплекс строений Кирилло-Челмогорского монастыря окружала крепостная стена с башнями на углах, представляющая собой неправильный четырехугольник. Вход в монастырь осуществлялся через главные святые ворота, а также южные и восточные ворота.

Святые ворота Кирилло-Челмогорского монастыря. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
Особо чтимое место в обители – Крест-распятие – располагался на том месте, где по легенде ископал себе пещеру преподобный Кирилл. В центре возвышалась построенная в 1818–1823 годах каменная, одноглавая, одноэтажная церковь Богоявления Господня с приделом во имя преподобного Кирилла Челмогорского и каменной колоколенкой над папертью. В 1898 году к храму был пристроен придел Николая Чудотворца и храм стал трехпрестольным. В главном храме монастыря находилась рака-ковчег с мощами преподобного Кирилла Челмогорского.

Богоявленская церковь. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
Рядом с Богоявленским храмом «приютилась старинная, миниатюрная размером, деревянная церковка – Успенская», в алтаре которой были установлены «небеса писанные».
 и Успенской (справа) церквей на иконе «Кирилл Челмогорский». Из фондов ГМО «Художественная культура.jpg)
Изображение Богоявленской (слева) и Успенской (справа) церквей на иконе «Кирилл Челмогорский». Из фондов ГМО «Художественная культура Русского Севера"
Внутри монастырских стен находились трапезная, братские корпуса, за оградой многочисленные хозяйственные постройки, мельница и 2-х этажный архиерейский дом у реки с «мезонином, резными колоннами, часть стен интерьера которого была облицована мрамором, а печи изразцами». «Как бы заманивая путника… покажутся в первый раз купол колоколенки, крыша с главою и верхняя часть белеющих стенок Богоявленской церкви. Как Эдем прекрасна она. …Представится она в первый раз каким-то земным раем, невольно притягивающим к себе», – писал путешественник в XIX веке.

Рисунок «Кирилло-Челмогорский монастырь на иконе Преподобный Кирилл Челмогорский», написанной в XVII в.
.jpg)
Архиерейский дом. Из семейного архива Н. Варшавской
Кирилло-Челмогорская обитель, упраздненная в связи с секуляризацией церковных земель по указу Екатерины II 1764 года, в 1899 году вновь обрела самостоятельность. В конце XIX века на противоположном берегу реки Челмы Иваном Тихоновичем Кругановым был организован выселок «Пелла».

План деревни Пелла. Начало XX века. Из Государственного архива Архангельской области
Паломнический центр Каргополья
Кирилло-Челмогорский монастырь на протяжении многих столетий был паломническим центром Каргополья, люди издалека приходили поклониться святым мощам преподобного Кирилла, у мощей совершались многочисленные чудеса. Кирилл Челмогорский особо почитался на территории Лекшмозерья. В день памяти преподобного Кирилла Челмогорского и Успение Пресвятой Богородицы из Каргополя и окрестных деревень шли в обитель крестные ходы. Традиционным было паломничество сюда и учеников Каргопольского Духовного училища, так 1911–1912-й учебный год училище закончило паломничеством в Кирилло-Челмогорский монастырь, о чем в статье в Олонецких епархиальных ведомостях сообщил преподаватель училища Г.П. Сергиевский. Примечательно, что автор сделал ряд фотографий, которые сохранили для потомков исторический облик пустыни.

Основные направления каргопольского паломничества в Лекшмозерье. Начало XX века
Подворья Кирилло-Челмогорского монастыря
В начале XX века Кирилло-Челмогорский монастырь начал хлопотать об открытии подворья в городе Санкт-Петербурге. В 1917 году по благословению Митрополита Петроградского Вениамина строится в городе Петрограде Подворье Челмогорской Кирилловской Богоявленской пустыни. В июне 1918 года в Подворье освятили часовню во имя Преподобного Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена. Монастырь имел также Подворье в городе Каргополе.

Икона «Преподобный Кирилл Челмогорский». Из Никольского храма, г. Архангельск
Последние дни святой обители
Монастырь стал последним пристанищем для епископа Каргопольского Варсонофия (Василий Васильевич Вихвелин). В 1932 году после арестов духовенства и монахов Кирилло-Челмогорский монастырь был ликвидирован. В 1932–1934 годах разобраны деревянные монастырские строения, в том числе и Успенская церковь.

Часовня-беседка в Кирилло-Челмогорском монастыре. 1912 год. Фото Г. Сергиевского. Из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
Долгое время тайны обители и икону «Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря» хранила жительница деревни Труфаново монахиня Анна Павловна Боголепова. В 1937 году она была арестована и заключена в ИТЛ на 10 лет. После возвращения в деревню в ее доме находили приют ссыльные из духовенства и монашествующих. В середине 1980-х годов бывшая монахиня открыла тайну клада церковной утвари. По воспоминаниям очевидцев, из города Архангельска прилетел вертолет, на котором клад был вывезен.

Анна Павловна Боголепова – бывшая монахиня Кирилло-Челмогорского монастыря. 1980-е годы
Сегодня обитель находится в запустении. От двух храмов остались только фундаменты, от ограды – груда кирпичей. Там, где были монастырские стены, вырос ряд тонких берез, указывающих границы утраченной обители.

Река Челма и Челма-гора. Октябрь 2015 года. Фото Е. Мазилова
«Кириллова ель»
На Челме-горе еще несколько лет назад росла святая ель, упавшая во время урагана. Выжигали монахи окрестный лес под пашню, а эту ель пощадили, оставили. Дерево это оберегалось, почиталось как живой памятник былого, святыня, связанная с обителью. Существует легенда, что под этой елью любил сидеть какой-то старец, глядя на озерную гладь. Много десятилетий сохранялось нерукотворное, самой Челмой-горой созданное, святой любовью взлелеянное – ель, называемая в округе «Кирилловой елью».
Святой крест
В 2005 году произошло значительное событие в истории упраздненной Кирилло-Челмогорской пустыни. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил поклонный крест, возведенный преподобному Кириллу Челмогорскому на дороге Каргополь - Пудож у поворота на Челму.

Памятный крест у своротки на Кирилло-Челмогорский монастырь на дороге Каргополь – Пудож
В настоящее время возрождаются традиции паломничества в монастырь в день памяти преподобного Кирилла Челмогорского, 21 декабря. В 2012 году благочинным каргопольского округа иереем Андреем Усачёвым и протоиреем Михаилом Бузынкиным была освящена часовня – сень, возведенная над пещерой, в которой по легенде жил монах Кирилл Челмогорский.

Паломники на Челме-горе во время освящения часовни. Август 2012 года