Государственная организация
Уникальное явление на музейной карте России: в деревне Лопшеньге открылся первый в стране действующий аэропорт-музей
Уникальное явление на музейной карте России: в деревне Лопшеньге открылся первый в стране действующий аэропорт-музей
![](/o-parke/IMG_4923.jpg)
На торжественном открытии собрались жители деревни и сотрудники ФГБУ «Национальный парк Кенозерский», инициировавшие ремонт аэропорта. Фото Евгения Мазилова
Самый первый самолёт прибыл в Лопшеньгу в 1937 году — это был санрейс для спасения роженицы. Именно с этого дня ведётся история архангельской санитарной авиации. В 1965 году было налажено регулярное пассажирское авиасообщение деревни с Архангельском, а современное здание аэропорта появилось только в 1970-х. Именно в этот период и переносятся посетители музея.
В прошлое гостей погружают мебель, предметы интерьера и другие детали. Есть тематические зоны: касса, буфет, уголок забытых вещей. В тематической зоне «комната матери и ребёнка» можно услышать аудиозаписи сказок, по телефону в небольшом «почтовом отделении» — подслушать звучавшие в стенах аэропорта разговоры. Отдельные разделы рассказывают об авиатехнике, сотрудниках аэропорта и санитарной авиации.
![](/o-parke/IMG_5160.jpg)
На первой экскурсии гости познакомились с улыбчивой «буфетчицей». Фото Евгения Мазилова
Некоторые вещи для музея передали сами жители деревни. К ним присоединились архангелогородцы, северодвинцы и жители других населённых пунктов. Сбор экспонатов вышел за границы Архангельской области — предметы присылали даже из Брянской области. Пополнилась коллекция и в день открытия аэропорта: начальник Архангельского управления Росавиации Сергей Кочуров передал книгу «Аэродинамика самолёта Ан-2» 1960 года, пилотское свидетельство, погоны и знаки классности лётного состава.
![](/o-parke/IMG_5074.jpg)
Несмотря на то, что в здании создан музей, аэровокзал продолжит выполнять основную функцию: здесь будут ожидать посадки на рейс местные жители. Самолёт — самый востребованный вид транспорта в Лопшеньге. Постоянно в деревне проживает около 200 человек, а летом население увеличивается вдвое. Дороги из областного центра сюда не ведут, зато два-три раза в неделю летает легендарный Ан-2.
Специальными гостями открытия стали заместитель губернатора Архангельской области и руководитель администрации губернатора и Правительства Архангельской области Ваге Петросян, глава Приморского района Валентина Рудкина, начальник Архангельского управления Росавиации Сергей Кочуров, заместитель генерального директора 2-го Архангельского объединённого авиаотряда Марина Коптяева, секретарь Общества истории изучения медицины Европейского Севера Анна Андреева и человек, который вдохновил сотрудников Парка на создание музея-аэропорта, председатель рыбколхоза «Беломор» Сергей Самойлов.
![](/o-parke/IMG_4858.jpg)
«Я сам много лет посвятил авиации, и очень рад, что в нашей области реализуются такие проекты по сохранению небольших деревенских аэропортов и истории авиации», — отметил Ваге Петросян.
«Наверное, по сравнению со спасёнными Парком шедеврами деревянного зодчества и большими музеями этот проект не выглядит столь масштабно. Но он стал очень важным для многих, — отметила директор Парка Елена Шатковская. — Роль малой авиации на Севере огромна, и действующие деревянные аэропорты надо сохранять. Эта идея объединила множество людей и организаций, в том числе 2-й Архангельский авиаотряд, музей медицины Севера и других. Огромную поддержку оказали местные жители. Проект стал не только культурным, но и социальным, потому что мы создали комфортные условия для сотрудников аэропорта и пассажиров. Это и экономический проект, поскольку жизнь Лопшеньги немыслима без аэропорта. Этот аэропорт — уникальное явление на музейной карте России».
![](/o-parke/IMG_4905.jpg)
Здание отремонтировано сверху донизу: забили более прочные сваи, отвели грунтовые воды, установили новую систему отопления и электроснабжения, произвели капитальный ремонт стен, полов и потолков. Удалось даже поднять уровень потолка на чердаке — наверху находится рабочий кабинет с видом на взлётную полосу, и чтобы попасть сюда, сотруднику аэропорта раньше приходилось входить сильно согнувшись.
![](/o-parke/IMG_5013.jpg)
Красную ленточку на входе перерезали хозяева обновлённого аэропорта — труженики авиации. Фото Евгения Мазилова
«Что было раньше, и что сейчас… Нет слов, огромная разница. Как день и ночь», — так прокомментировал перемены в своих владениях единственный сотрудник аэропорта Александр Федотов.
![](/o-parke/IMG_5136.jpg)
Открытие обновлённого музея в Лопшеньге отпраздновали фуршетом, презентацией фильма о создании музея и концертом. Гостей порадовали коллектив «Лопшеньгско дивованьё», актриса театра «Автограф» Татьяна Михеева и приглашённые артисты — шоу-дуэт «Мастер-класс» из Вологды.
![](/o-parke/IMG_5377.jpg)
На ремонт здания и создание экспозиции потребовалось полтора года. Проект объединил более 50 человек: строителей, реставраторов, дизайнеров, научных сотрудников, авиаторов. Осталось внести «последний штрих» — украшением музея должен стать самолёт Ан-2, который планируется в будущем установить в Лопшеньге на вечную стоянку.
![](/upload/iblock/675/6757a211ba257f6bcbe926ae5e543ef3.jpg)
![](/upload/iblock/482/482c7be5fce01f03f1b2d330261b710f.jpg)
![](/upload/iblock/098/098552593715859930e704b5f26cda4f.jpg)
![](/upload/iblock/4c7/4c78ca38f63daf7664a3c005685d4b44.jpg)
![](/upload/iblock/c74/c742988e6dbcb2aa7d50beb9bd49c4ac.jpg)
![](/upload/iblock/85b/85bb0b07a6548225e01050178f060919.jpg)
![](/upload/iblock/a81/a810e6b8f338d2035e3070592b280201.jpg)
![](/upload/iblock/f9e/f9e210baa509a94545c0efc0e872ac1e.jpg)
![](/upload/iblock/837/8370a5bfa79d6e4ee10d284a406b2224.jpg)
![](/upload/iblock/a46/a46c1234f377ab4b0731900b3d472d2e.jpg)
![](/upload/iblock/e4d/e4d675ac7b99b30969f66b3a6ade46fc.jpg)
![](/upload/iblock/63f/63f05af279dcb984645e47064975f8d0.jpg)
![](/upload/iblock/64a/64aae2faf5e264f3572dd5c485f3f4fe.jpg)
![](/upload/iblock/5e6/5e63030ec6f63d32e717f2edd025e660.jpg)