eng

Специалисты Кенозерского национального парка начали собирать информацию для книги о репрессированных местных жителях

02.12.2020

Сотрудники Кенозерского национального парка планируют выпустить Книгу Памяти жителей Кенозерья, пострадавших от политических репрессий в 1930–1950-х годах. Сбор информации, которая станет основой издания, уже начался.

Пётр Степанович Татаринов, раскулаченный в Вершинино в 1930 г. 1960-е гг. Деревня Вершинино. Фото из личного архива Н. М. Поршнева

Сотрудница отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Яна Харитонова записала воспоминания жителей деревень Вершинино, Шишкина и Горы о коллективизации, раскулачивании и «крестьянской ссылке».

Кенозёры поделились личными историями своих семей. Например, житель Вершинино Николай Поршнев рассказал, что коллективизация в деревне проходила очень болезненно. Бабушка Николая Михайловича, Анна Андреевна Поршнева, со своей мамой во время раскулачивания как могли пытались сохранить нажитое имущество. Для этого они надели на себя всё, что только было возможно, а часть вещей ночью спрятали в сене. В семье Николая Михайловича были раскулачены его прадед Андрей Михайлович Евсеев и дед Пётр Степанович Татаринов.

Андрей Михайловича Евсеев (первый ряд, справа), раскулаченный в Вершинино в 1930 г. Начало XX в. Фото из личного архива Н. М. Поршнева

Жительница деревни Вершинино Нина Лоскутова рассказала о раскулачивании своего родственника Степана Петровича Лоскутова, проживавшего в деревне Щенник. Во время коллективизации у семьи Степана Петровича экспроприировали несколько коров и всех лошадей, а одно из двух гумен раскатали и плотом перевезли в Першлахту. Самого Степана Петровича, привязав к лошади, увели в Першлахту для дальнейшего разбирательства, но вскоре отпустили. Мужчина решил найти управу в Москве и обратился к самому «рабоче-крестьянскому президенту» Михаилу Калинину. Во время аудиенции Степан Петрович поклонился, и на стол Калинина с головы посетителя упало сено. Это растрогало Михаила Ивановича, и столичная власть встала на сторону кенозерского мужика. Ему отдали гумно и распорядились вернуть корову.


Нина Алексеевна Лоскутова. Деревня Вершинино. Фото Яны Харитоновой

С особым интересом сотрудница Парка встретилась с жительницей деревни Шишкина Анной Овчинниковой. Анна Васильевна рассказала, что около её родной деревни Токшав 1930-х годах ссыльные украинцы основали посёлки лесозаготовителей Торосозеро и Пуга. В посёлках были возведены двухэтажные бараки, со временем появилась и инфраструктура.


Анна Васильевна Овчинникова. Деревня Шишкина. Фото Яны Харитоновой

Во время Великой Отечественной войны в деревне Токша были размещены эвакуированные. Анна Васильевна вспоминала, что это были приезжие из города Горький, которые по вечерам часто собирались на посиделки и пели красивые протяжные песни.

С начала 1950-х годов в деревню Токша, как и во многие кенозерские деревни, стали направляться бывшие военнопленные. По воспоминаниям Анны Васильевны, некоторые из них приезжали с семьями. С одной из таких семей — Трофимом Васильевичем и Алёной Степановной Кузнецовыми, были дружны родители Анны Ивановны. В Токше военнопленные размещались в одноэтажных бараках, спали на двухъярусных нарах.

Содержательной стала встреча с уроженцем посёлка Усть-Поча Владимиром Калитиным. Семья мамы Владимира Александровича, Павлы Григорьевны Зайшлых, в 1930 году была выслана на Север с территории Западной Украины. Первоначально раскулаченных разместили в Красноборске, после замужества Павла Григорьевна переехала с мужем в Усть-Почу.


Семья Павлы Григорьевны Калитиной (в девичестве Зайшлых). Стоят – Александр Яковлевич Калитин с сыном Анатолием. Сидят – Павла Григорьевна Калитина с дочерью Надеждой и сыном Владимиром. 1960-е гг. п. Усть-Поча. Фото из личного архива В. А. Калитина

В личном архиве семьи Калитиных долгое время хранятся документы и фотографии бывших военнопленных, высланных в посёлок, — Михаила Александровича Никифорова и Никифора Фёдоровича Козлова.

Михаил Александрович попал в плен в октябре 1941 года, содержался в лагере для военнопленных в Германии. После освобождения из плена был направлен в Плесецкий район. В Усть-Поче он работал токарем при сплавконторе. Никифор Фёдорович попал в плен под городом Орёл. После высылки в Усть-Почу работал капитаном судна треста «Онегосплав».


Никифор Федорович Козлов. Поселок Усть-Поча. 1962 г. Фото из личного архива В.А. Калитина

Сейчас сбор информации продолжается. Парк будет признателен жителям и уроженцам Кенозерья, которые поделятся историями своих семей. Связаться с сотрудницей отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Яной Харитоновой можно по электронной почте: museum@kenozero.ru.