eng

Паспорт деревни Тырышкино

 Деревня Тырышкино. 2018 год. Фото И. Филипповой

Деревня Тырышкино (Тырышкина) расположена на мысе юго-восточного берега Кенозера. В состав ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» деревня входит с 1991 года. От административного центра Плесецкого сектора Парка — деревни Вершинино, селение располагаются в 5 км.

Топонимика
В юго-западной части озера Кенозера между деревнями Горбачиха и Тырышкино находится залив — Катицкая лахта. Между деревнями Косицына и Тырышкино вытекает из болота и впадает в Кенозеро Шлепинский ручей.
Рядом с деревней Тырышкино большое количество полей: Бурай, Деревеньки, Плицьекова, Чернушка, Чертёж, Яраки. Поля Плоска, Шалга и Кряж — примеры плоского (отрицательного) и моренного (положительного) рельефа. Пожни носили название — Демехово, Песчаница, Подкрёжье (т.е. расположенная у высокого крутого берега, у кряжа), Поднисельга — пожня рядом с Нисельгой, Нисельга — пожня к западу от деревни Тырышкино.
О происхождении названия деревни однозначно сказать сложно, есть версия, что оно связано с первыми русскими поселенцами в крае. На Новгородчине и в заонежских погостах «тарышками» называли в XVI–XVII веках служилых людей среднего звания — достатка, среди них встречались стрельцы и холопы, крестьяне и дьячки, бобыли, ремесленники и писцы. Ими и была, видимо, основана деревня.

Административно-территориальное положение деревни Тырышкино
В XIX веке деревня относилась к Климовскому сельскому обществу, которое входило в Кенозерскую (Вершининскую) волость Каргопольского уезда Олонецкой губернии. В 1919 году в результате административных преобразований Каргопольский уезд был присоединён к Вологодской губернии, а в 1929 году кенозерские деревни были включены в состав Приозёрного района Няндомского округа Северного края. В 1937 году Приозёрный район был передан Архангельской области. В 1954 году деревня Тырышкино, ранее относившаяся к Климовскому сельскому совету, была присоединена к Кенозерскому сельсовету, который с 1965 года вошёл в состав Плесецкого района Архангельской области.
В списке населённых мест Архангельской области деревня Тырышкино числится как жилая. В настоящее время в деревне постоянно проживает 1 семья (2 человека). Несколько семей приезжают только в летнее время.

Деревня Тырышкино. Фото Ю. Кавера 

  

Стоянки древних людей
В 1982 году Соловецким отрядом комплексной Кенозерской экспедиции проводилось археологическое обследование, в ходе которой были обнаружены две стоянки в районе деревни Косицына (соседней с Тырышкино), одна их которых датируется второй половиной — концом III тыс. до н.э. В 1991 году экспедиция В.С. Бузина уточнила время пребывания первобытного человека на берегах в юго-восточной части озера Кенозера — 2-я половина III тыс. до н.э.


Деревенская улица. Фото М. Кулешовой



Возникновение деревни
Первым известным на данный момент документальным подтверждением существования деревни Тырышкино является План Генерального межевания, которое было начато в 1766 году и продолжалось до середины ХIХ века, его целью было установление границ землевладений отдельных лиц, помещиков, крестьян, городов, деревень, церквей и прочих собственников. Деревня Тырышкино в кратком экономическом описании указана как казённая оброчная земля деревни Турыгиной (Турышкиной). Здесь межевание проводилось в сентябре 1783 года: номер по Плану Генерального Межевания — 40. Позднее деревня Тырышкино встречается в Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии 1788 года, на котором данный населённый пункт имеет название «д. Турышкина».


Озеро Кенозеро, деревня Тырышкино. 2015 год. Архив Геофото


Тип заселения и планировка деревень
Деревня расположена в юго-западной части озера Кенозера при входе в Катицкую лахту (справа). По мнению Ушакова Ю.С. первоначально деревня имела свободную планировку, позднее появились элементы улиц, и в этом случае при размещении домов хорошо учитывался местный рельеф. Высокие берега залива были удобны для заселения — береговые гряды прикрывали от ветров, а расположение залива позволяло ставить дома с благоприятной ориентацией (запад — восток).
Тырышкино стоит на остром круто-склонном мысу, деревенская застройка приурочена к восточному склону, обращённому к Кенозеру, и хорошо просматривается с него. По центру мыса проходит хорошо выраженное поднятие, где расположилась главная улица деревни. Дома стоят в один ряд (раньше улица была двухрядной), фасадами на восток, к озеру. На задах этого ряда размещаются огороды и хозяйственные постройки, за которыми — крутой, обрывистый склон к Катицкой лахте.
Небольшой ряд домов находится снизу у берега. Нижний и верхний ряды застройки соединяет тропа, вдоль которой также стоят несколько домов — они образуют неявно выраженный ряд, создавая планировочную вертикаль между нагорной и приозёрной частями деревни. Перед нижним рядом изб на берегу разместились лодочные причалы и пристань. Таким образом можно сказать, что в деревне Тырышкино сохранилась первоначальная планировка: два ряда домов ориентированы фасадами на озеро. Первый ряд домов с учетом рельефа был расположен почти у бровки высокого берега, второй порядок домов разместился на самой возвышенности, почти на ровном месте.
Деревня и сейчас располагается на берегу озера Кенозера и имеет линейную композицию и прибрежно-озерную планировку.


Население
Отследить демографические изменения в деревне Тырышкино в начале её существования можно по архивным источникам. В 1762 году в деревне проживало 38 мужчин, 40 женщин. Известно, что на момент межевания в 1783 году в деревне значилось 13 дворов, 49 душ мужского населения и 49 душ женского населения. В 1795 году — 13 домов, мужчин — 43, женщин — 50.
Наиболее полные статистические данные по количеству населения деревни содержат церковные ведомости XIX века. В 1811 году было 12 домов, мужчин — 48 (указаны только мужской пол, женский не учитывали). В 1816 году — 12 домов, мужчин — 42, женщин — 51. В 1834 году — 9 домов (1 пустой), мужчин — 43, женщин — 51.
Ведомость 1843 года указывает следующие данные: в 1846 году в деревне Тырышкино 11 дворов, 45 мужчин и 53 женщины. В 1850 году — 11 домов мужчин — 45, женщин — 59. В 1858 — 11 домов, мужчин — 40, женщин — 59. В деревне было 11 семей: 4 семьи — Юрьевы, 3 — Максимовы, 2 — Федотовы, 1 — Филипповы, 1 — Ефимовы, всего 99 человек (40 мужчин, 59 женщин). В 1874 году 12 дворов, 57 мужчин и 60 женщин. В 1883 году в деревне 15 дворов, 54 мужчины и 58 женщин.
В 1905 году в деревне 24 двора, 77 мужчин и 89 женщин (всего 166 жителей). В середине ХХ века численность населения сокращается, сказывается и Великая Отечественная война (многие не вернулись с фронта), и начинается программа укрупнения деревень, многие переехали. Сейчас в деревне сохранилось 13 домов, многие из которых не жилые, постоянно 2 человека.



Дом Юрьевых-Максимовых. 1976 год. Фото И.Н. Шургина



Часовня во имя святой великомученицы Параскевы
Часовня во имя святой великомученицы Параскевы была построена жителями деревни Тырышкино в «святой» роще, вероятно, в конце XVIII века. В 1846 году, когда часовня впервые упоминается в церковных документах, времени её строительства уже никто не помнил.
Часовня деревянная клетского типа. Размеры часовни в плане 6,7×6,92 метров, высота около 12 метров. Помещение состоит из двух срубов на низком подклете, покрытых единой двухскатной кровлей. Композиция усложнена южным выступом паперти, в котором находится крыльцо. Главка над крышей на высокой шее, обита городчатым лемехом и завершена высоким крестом. В объёмной композиции здания доминирует восьмерик колокольни, срубленный на самцах и слегах паперти. Поверх звона колокольня завершена пологой восьмискатной кровлей и увенчана шатровым шпилем с высоким крестом.
Горизонтальная обшивка стен «в рустик» скрывает внутреннюю планировку часовни и связывает части здания в единый объём. Углы здания выполнены вертикальной обшивкой. Фасады часовни выкрашены бело-голубой краской и сдержанно декорированы угловые лопатки с резными ромбами на филёнках, тонкая пропильная резьба причелин, филёнчатые с калёвками распашные двери в паперть.
Характер декора, способ установки колокольни на конструкциях крыши, устройство дверей, обшивка внутренних стен паперти позволяют отнести последнюю перестройку часовни к началу ХХ века. В конце 1970 — начале 1980-х годов местные жители покрыли кровлю часовни шифером. Пятницкая часовня была обследована и обмеряна в 1988 году специалистами объединения «Росреставрация» под руководством архитектора Л.А. Ткаченко. В 1989 году проведены противоаварийные и консервационные работы силами студенческого строительного отряда Архангельского государственного педагогического института. В 2006 году плотники Парка выполнили ремонт кровли. В 2007 году архитектором Н.Н. Уткиным разработан проект реставрации памятника.

Часовня во имя святой великомученицы Параскевы. Фото Е. Мазилова



Расписное «небо» и интерьер в часовне во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы
Композиция росписи потолка (первая треть ХIХ века) достаточно традиционна — распятие, архангелы и евангелисты. Святые изображены на «небе» попарно, что можно увидеть и в других памятниках Кенозерья. Однако есть ряд особенностей, которые отличают эту роспись. Архангел Селафиил и евангелист Матвей изображены на «небе» дважды, видимо для соблюдения парного числа персонажей на гранях.
До начала ХХ века был распространены «небесные» композиции с изображением 7 архангелов, почитавшихся Русской Православной церковью: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафииила, Иегудиилда и Варахиила. Известны и другие имена, в частности архангела Сихаила. Вероятно, на «небе» в Тырышкино он ошибочно назван «Стихиил». Написание ряда других имен также отличается от нормы традиционного православия, в частности, «Егудиил», «Серафиил».
На основании стилистического единства «неба» с целым рядом атрибутированных северных икон можно утверждать, что автором был Стефан (Степан) Никитин Кознов, крестьянин князя Б.А. Лобанова-Ростовского из д. Сергеевой Воздвиженской вотчины Вязниковского уезда Владимирской области.
Несмотря на ориентацию на классические образцы, Стефан Кознов упрощает форму и образ. Облака, на которых стоят святые, выглядят как массивный бесформенный постамент. Чертами наивного реализма отмечены традиционные символы евангелистов: лев — символ Марка, изображён с человеческим лицом; символ святого Луки — телец — больше похож на крестьянскую корову. Они «по-домашнену» выглядывают из-за фигур.
8-ми гранное «небо» с изображением архангелов и евангелистов сохранилось полностью. В 2005 году художником-реставратором ГМО «Художественная культура Русского Севера» А.П. Мурашовым выполнена реставрация граней «неба» на средства ОАО «Североонежский бокситовый рудник».



Небо часовни во имя святой великомученицы Параскевы

Внутреннее убранство часовни сохранилось частично; в интерьере имеется рама двухрядного иконостаса. Внутри часовни повсюду оставлены платки и полотенца — заветы. Завет — это древняя христианская традиция, проявление усердной молитвы и искренней веры в заступничество святых. В 1940—начале 1960-х годов за часовней присматривала Парасковия Григорьевна Максимова, затем около 20 лет оберегала святыню Вера Тимофеевна Филиппова. С 1998 года хранители часовни Виктор Васильевич (1955-2017) и Нина Васильевна Федотовы.



Интерьер часовни во имя святой великомученицы Параскевы. 2013 год. Фото К. Кокошкина


Граффити на звоннице часовни
На звоннице часовни во имя святой великомученицы Параскевы сохранились надписи, сделанные углём и карандашом в 1898–1961 годах. Все граффити свидетельствуют об одной из популярных и любимых общерусских традиций — всю неделю после Пасхи (Светлую седмицу) любой желающий мог подняться на звонницу и ударить в колокола. Жители деревни дополнили этот обычай: звонивший оставлял на потолке или столбе колокольни автограф с указанием того, кто и когда оглашал окрестность пасхальным звоном.
Записи выполнены в период между 1898 и 1961 годами. Первая дата может быть связана со временем постройки или ремонта звонницы и появления на ней колокола, последняя свидетельствует, что в начале 1960-х годов колокол оставался на своем месте.



Надписи на часовне во имя святой великомученицы Параскевы

Часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы
Часовня-крест самая маленькая из часовен Кенозерья. Эта часовня настолько мала, что внутри впору поместиться только одному человеку, и то коленопреклонённо. Часовня представляет собой клеть в виде простого прямоугольного сруба, крытого на два ската тесовой кровлей. Четвёртой стеной является дверь, колоды которой сопряжены с вершником «в ус» с заплечиками. Над охлупнем поставлен высокий крест. На южной стене сделано небольшое окошко — протёс. Стены внутри часовни не отёсаны, потолок отсутствует.



Часовня-крест Успения Божией Матери. 1976 год. Фото И.Н. Шургина


Каких либо архивных сведений о точной дате постройки найти не удалось. Но в процессе ремонтно-реставрационных работ в августе 1989 года при разборке сруба под плахой пола северо-восточного угла, в четверти бревна, обнаружена серебряная монета достоинством 5 копеек 1769 года. Это даёт основание предполагать, что сруб часовни не перебирался и является первоначальным.
В 1989 году в часовне проведены противоаварийные и консервационные работы силами студенческого строительного отряда Архангельского государственного педагогического института. В 2006 году — плотниками Кенозерского национального парка выполнен ремонт кровли. Летом 2018 года вновь была перекрыта кровля бригадой В.М. Глущевского.



Часовня-крест Успения Божией Матери. Фото Н. Чеснокова


Интерьер часовни-крест Успения Божией Матери. 2013 год. Фото К. Кокошкина


Объекты культурного наследия
Важной частью духовной жизни жителей деревень были «святые» ландшафтные объекты — рощи и кресты.
Близ деревни Тырышкино есть святая роща, в ней стоит часовня во имя великомученицы Параскевы. 


Жители деревни Тырышкино. Татьяна Степановна Филиппова, Василий Фёдорович Федотов, Вера Тимофеевна Филиппова – смотритель часовни. Из семейного архива Н.В. Федотовой


Раньше близ часовни-крест Успения Пресвятой Богородицы, у начала просёлочной дороги, местными жителями был поставлен придорожный поклонный крест, на «росстани». От деревни Тырышкино через «святую» рощу идёт дорога в деревню Горбачиха и в поля. Елена Максимовна Мелехова размышляет: «Зачем ставят кресты? А пойдёшь работать и Богушку помолишься, вот пойдёшь на работу, к кресту подходишь и помолишься: „Господи, меня благослови, святой Иисус Христос! на весь день господен пособи, Господи, по-хорошему провести денёк, чтобы не заболеть и поработать“. Раньше же лечились Господом Богом»

.


Виктор Васильевич Федотов – смотритель часовни. Из семейного архива Н.В. Федотовой


Народный церковный календарь
Главным деревенским праздником было 27 октября — День Параскевы Пятницы. Издавна она почиталась как заступница женщин, покровительница женской работы, поэтому женщины, особо почитая эту святую угодницу, обращались к ней во всех тяжёлых ситуациях и неприятностях. В этот день молодые девушки просили её о женихе: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее». Из еды «всё постное готовили, а овцы болеют, так шерсть несут, для скота тут и заветы клали — деньги, конфетку».
Отмечали в деревне Пасху. «Перед Пасхой убирались в доме, все мыли — это называлось большим мытьем. Весь день готовили еду, пекли рыбники, калитки, красили яйца. А вечером шли на службу в часовню. Возвращались ночью, разговлялись, т.е. ели скоромную пищу, потом ложились спать. На другой день праздновали, ходили в гости, встречали гостей. Нам девочкам шили на Пасху ситцевые платья, сколько радости было. Почему-то помнится, что день всегда был солнечным. А ещё говорили, что на Пасху солнце играет, но я никогда не видела». Было в деревне в этот день праздничное развлечение: «в день Пасхи мужики со всей деревни собирались в доме Ребейкиных и катали на полу пасхальные яйца».



Смотритель часовни Нина Васильевна Федотова в часовне во имя святой великомученицы Параскевы. Из семейного архива Н.В. Федотовой

  

Традиционный уклад жизни
На протяжении многих веков жители деревни Тырышкино жили натуральным хозяйством, обеспечивая себя всем необходимым. Основные занятия жителей деревни были связаны с земледелием, животноводством, рыбалкой. В XIX веке на полях сеяли хлеб, овёс, жито, рожь, горох. Но скудость почвы не позволяла получать хорошие урожаи — «земля грунт серопещаной, без довольнаго удабривания к хлебопашеству неспособна. Ис посееннаго хлеба лутче родится рожь и овес, и ячмень, а протчие семена и сенные покосы средственные».

Крестьяне состояли на положенном казённом оброке — три рубля с души в год. Промышляли хлебопашеством, т.к. торгу не имели. Всю землю обрабатывают для себя, для продажи хлеба ездили в город Каргополь. Известно, что в 1783 году пахотной земли было — 15 десятин, сенных угодий — 1 десятина, леса — 3 десятины, неудобья — 1170 сажен (Общая площадь — 20 десятин (1560 сажен).
Старейшим и наиболее развитым промыслом на Кенозере было рыболовство. В озере Кенозере и ближайших реках в конце ХVIII века водилась щука, окунь, плотва, ёрш, налим, сиг, лещ, язь, харьез — рыбу ловили для себя и на продажу. В начале ХХ века число хозяйств, занимавшихся данным видом промысла, составляло от 76 до 100%.
Лес в округе деревни Тырышкино скорее дровяной — берёзовый и ольховый, чем строевой — елевой и сосновый. «Вышиною от семи и до двенатцати сажен, в отрубе от шести и до осми вершков, который к карабельному строению неспособен». Чаще встречается осина, берёза, ольха, ива, рябина, черёмуха, можжевельник, клён и орех.
На Кенозере была распространена охота. Основным объектом охоты были олени, медведи, волки, зайцы, лисицы, куницы, выдры, белки, горностаи. Из птиц охотились на рябчиков, тетеревов, глухарей и белых куропаток, так же на щеглов, соловьёв, дроздов, ястребов; при полях на перепёлок, жаворонков; при водах на диких уток, гусей, лебедей, куликов и бекасов.
В начале ХХ века часть местного населения работала на промыслах в Пудожском уезде, в Олонце, Петербурге и других городах. Оттуда и были принесены кенозерскими мастерами художественные приёмы украшения домов. Один из таких домов расположен на самом высоком месте холма. Это дом крестьянина Максимова. Четырёхстенок, массивный дом-брус крытый двухскатной кровлей, сохранилось на два уровня крыльцо, резные наличники на окнах. Дом Максимовых ориентирован на озеро боковым фасадом. С восточной стороны к дому пристроена «зимовка». Дом украшен резьбой, на боковом фасаде балкон с необычной отделкой. Дом явно выделяется на фоне традиционных кенозерских строений и напоминает дома в старинных городах — Вологде, Устюге. 

Женщины сверх полевой работы пряли лён и шерсть, ткали холсты и сукна для одежды. В деревне были свои мастера печники, кирпич делали в соседней деревне Горбачиха. Сами лапти плели «Бабушка плела лапти — все заказывали».
Мельницы в деревне не было, ходили в соседнюю деревню Тарасова. Ближайшая кузница находилась у деревни Семёново, кузнецом был Баженов.
В начале ХIХ века жители держали 36 лошадей, 65 коров, 30 голов прочего скота. Деревни Тырышкина и Косицына с 1952 года входили в состав колхоза «Имени Калинина», к которому в 1952 году также присоединились колхозы «За новый быт» (образован в деревне Семёново в марте 1932 года) и «1-е мая» (образован в деревнях Ведягино и Горбачиха в 1932 году). Укрупнение сельскохозяйственных предприятий происходит в 1950-е годы, сначала в один колхоз «Труд» были объединены деревни Зехново, Спицыно, председателем колхоза был избран Спицын Матвей Степанович. Затем в 1958 году был создан колхоз «Мир», объединивший деревни Косицыно, Семёново, Тырышкино. В 1969 году, во время последнего укрупнения коллективных сельских хозяйств был образован совхоз «Кенозерский», объединивший все кенозерские деревни.

Жители деревни Тырышкино — участники войны

Погибли в годы ВОВ Участники ВОВ
1. Максимов Александр Андреевич
2. Максимов Александр Михайлович
3. Максимов Андрей Андреевич
4. Максимов Иван Данилович
5. Максимов Кирилл Федорович
6. Максимов Евгений Федорович
7. Максимов Александр Трофимович
8. Максимов Александр Иванович
9. Максимов Степан Александрович
10. Филиппов Александр Тимофеевич
11. Филиппов Михаил Степанович
12. Филиппова Петра Дмитриевича
13. Юрьев Андрей Иванович
14. Юрьев Иван Федорович



Иван Иванович Филиппов – уроженец д. Тырышкино, участник Великой Отечественной войны. 1949 год


Участники ВОВ
1. Максимов Иван Федорович
2. Максимов Кузьма Матвеевич
3. Максимов Никанор Андреевич
4. Максимов Василий Иванович
5. Тряпицын Александр Иванович
6. Федотов Василий Федорович
7. Филиппов Михаил Степанович
8. Филиппов Иван Иванович
9. Филиппов Алексей Афанасьевич
10. Юрьев Дмитрий Константинович

Школа
В деревне Тырышкино по воспоминаниям местных жителей была школа. Она располагалась в доме Максимовых, ранее этот дом принадлежал Филиппову Степану Кузьмичу, который жил и работал в Петербурге. Он построил дом и пожертвовал его под школу. В своём распоряжении оставил небольшую комнату и когда был в отпуске приезжал отдыхать в деревню. В соседних деревнях тоже были школы, например, в деревне Семёново в 1940-е годы в школе детей учили до 4 класса. В школе работали Попова Серафима Михайловна и Тряпицына Марья Михайловна. Когда детей стало меньше, Марья Михайловна одна стала учить, а Серафима Михайловна уехала в Конево — В Ведягинской начальной школы преподавала Шушерина Нина Александровна. Была школа и в деревне Горбачиха.


Дом Зинаиды Павловны Максимовой. Здесь раньше была начальная школа


Тырышкинские дети в лодке


Медицина
В соседней деревне Семёнова жила фельдшер Панфилова Антонина. Местные жители вспоминают её как хорошего доктора. Обеспечивала все деревни, даже Порженское. Филиппова Глафира Федоровна в годы Великой Отечественной войны жила в деревне Тырышкино, работала фельдшером — акушером.


Тырышкинские барышни со своими детьми. Слева: Анна Григорьевна Максимова с дочкой Анечкой


Фольклор
С конца 1990-х годов в деревне Тырышкино проживала Елена Максимовна Мелехова (1915–2002), жительница деревни Зехнова. В 2002 году её записывала Н.М. Ведерникова из МГУ им. М.В. Ломоносова. Елена Максимовна напела собирателям начало одной из былины:
Матушка Добрынюшке наказывала,
Государыня Добрыне наговаривала,
Ты не езди-ко, Добрынюшка, в Кучай во реку,
Ты не заплывай, Добрынюшка, за первую струю,
Ты не заплывай, Добрынюшка, во другую струю,
Унесет тебя, Добрынюшка, во быструю реку.

Вспомнила Елена Максимовна и старинную свадебную песню, и как хороводы водили, гадали на святках и др. Старинные поверия и обычаи были в почёте в её доме. В случае беды, люди шли к Елене Максимовне зная, что она обязательно поможет и пропавшую скотину вернуть, и снять боль с поясницы... Муж Елены Максимовны — Василий Петрович Мелехов, был, как здесь говорят «знаткой», знал всё о лесе, пас коров «с отпуском», мог отыскать скотину пропавшую. От него Елена Максимовна многое переняла. Она убеждена, что «хозяин везде есть»: и в лесу, и в поле, и в доме... «Надо только уметь просить...».



Виктор Васильевич Федотов на тракторе


Деревня Тырышкино в творчестве

Юрий Сергеевич Ушаков — профессиональный архитектор, выдающийся исследователь, путешественник и талантливый самобытный художник был в деревне Тырышкино в 1960-х годах и написал две картины: «Кенозеро. Дер. Тырышкино. Часовня св. великомученицы Параскевы. 1967 год», «Д. Тырышкино. Придорожная часовня. Июль 1967 года». Обе акварели Ю.С. Ушакова включены в музейный фонд Парка.



Картина Ю.С. Ушакова «Кенозеро. Дер. Тырышкино. Погост. 1967 год»


Деревня Тырышкино связана и с именем Дмитрия Бобышева — русского поэта, литературоведа, близкого друга Иосифа Бродского. Он приезжал и жил в деревне в 1980-е годы. Привела его сюда нянечка Феничка, родом из деревни Тырышкино. Настолько она его вдохновляла на творчество, что Бобышев посетил родные места своей музы. Именно этому и посвящено одно из произведений автора «Человекотекст». Кроме того, в тексте есть описание и часовен: «В окружении вековых елей стояла крохотная, всего на человек трёх, никак не больше, придорожная часовенка. Очарование! Замшела от древности, как эти ели, но крепка и цела. Внутри — иконостасец, действительно, слегка пограбленный, огарки, позеленевшие пятаки. Приглашает путника: зайди перед дорогой, оберегись молитвой от зверя, от непогоды, от другой беды. Да вот сама часовенка в окружении еловых великанов едва не погибла. Громадные эти деревья вдруг начали умирать, сохнуть: их корни, растущие не столько вглубь, сколько вширь, под дорогой, уцелевшие под копытами и сапогами, ободами да полозьями, перемололи гусеницы трактора. Однажды дохнула буря, деревья вывернуло и повалило, но как! Они рухнули крест на крест, страшно изломанными сучьями вонзившись в землю, но в середине оставили часовенку совершенно нетронутой. Ну не чудо ли? Что же ещё, как не чудо!».


Картина Ю.С. Ушакова «Д. Тырышкино. Придорожная часовня. Июль 1967 год»