Василий Харланов — у него золотые руки и золотая голова

Василий Харланов — у него золотые руки и золотая голова 20.04.2022

Василий Харланов — у него золотые руки и золотая голова

Вас приветствует Василий Харланов. Фото из архива Парка. 

Елена Шатковская, директор: 

С Василием Васильевичем мы познакомились, когда работали на Соловках: я — в музее, а Василий Васильевич — в реставрационной мастерской. Уже тогда о нём шла слава как об уникальном столяре-реставраторе. Мы практически одновременно уехали с Соловков, но пути наши не разошлись: Василий Васильевич стал работать в Поморской плотницкой школе, которая была подрядчиком на многих наших памятниках архитектуры. 

Пожалуй, самым сложным и запоминающимся объектом была мельница на Левусозере, доставшаяся Парку в руинированном состоянии. Василий Харланов тогда выполнил работы, не имеющие аналогов в отечественной реставрационной практике. Подобных действующих водяных мельниц на Северо-Западе России не сохранилось. Материалы, которые могли бы пролить свет на устройство таких сооружений, в архивах отсутствовали. Посмотреть и поучиться было негде. О мельничном механизме многое поведали жители села Орлово, но большинство рабочих моментов удалось решить только благодаря Василию Васильевичу. Сколько бессонных ночей провёл мастер, пытаясь разгадать секреты древних плотников, одному ему известно. Во многом благодаря мастерству и смекалке Василия Харланова завертелись жернова левусозерской мельницы. Реставрационные работы получили высокую оценку специалистов, в том числе Директората по культурному наследию Норвегии. В 2008 году Василий Харланов стал лауреатом премии по реставрации памятников истории и культуры Архангельской области.

У Зехновской мельницы Василий и Сергей Харлановы с Еленой Шатковской


Мечта заполучить в Парк такого мастера, для которого нет ничего невозможного, осуществилась в 2009 году — Василий Харланов стал сотрудником Парка. У него замечательная семья. Василий Васильевич и его верная спутница жизни Тамара Григорьевна воспитали троих сыновей, один из которых — Сергей — сейчас тоже работает в Парке.

Коллеги говорят: «У Василия Васильевича не только золотые руки, у него голова золотая». И действительно, редкое сочетание мастерства и таланта позволяют ему выполнять самую сложную и тонкую работу. Надеюсь, что его талант ещё не раз проявит себя в Кенозерском национальном парке.

Андрей Самыловский, главный инженер:

Профессионально владея навыками столяра и плотника, Василий Харланов всегда принимает непосредственное участие в создании музейных экспозиций и обеспечивает обустройство каждого объекта туристической инфраструктуры. Он изготовил столярные изделия для гостиниц «Постоялый двор», «Рыбацкая изба», гостевого дома «Дом Евсеева», трактира «Почтовая гоньба», турприютов «У Ерша», «У Ряпушки» и других. 

Установка икон в раму иконостаса. Фото Е.Шатковской


Гости национального парка очень любят останавливаться в гостевом доме «Как у бабушки», где руками Василия Васильевича по старинным образцам XIX века изготовлены резные наличники, лестница, шкаф-заборка, деревянные кровати и другие предметы интерьера. 

В Каргопольском секторе по международному проекту «КенАрт» в уникальном ландшафте старинной деревни Масельги на площади около пяти гектаров в уменьшенном виде им воссозданы уже утраченные или находящихся в аварийном состоянии памятники Кенозерья. Наличники, предметы мебели для объектов Архитектурного парка сделаны Василием Васильевичем по всем канонам плотницкого мастерства!

Неоценимый вклад внёс Василий Васильевич в сохранение объектов историко-культурного наследия. С его участием отреставрирована водяная мельница на Левусозере. Огромный комплекс работ был выполнен им и во время ремонтно-реставрационных работ на водяной мельнице в деревне Зехнова. 

В Архитектурном парке Кенозерские бирюльки

При участии Василия Васильевича отреставрирован объект культурного наследия федерального значения — Почезерский погост. Мастер по аналогам XIX века изготовил жертвенник, престол, свечной стол, установил копии икон в иконостасы летней и зимней церквей, оказал значимую помощь при монтаже экспозиции «Почезерский погост: история, архитектура, приход», размещённой в трапезной, колокольне, притворе, галерее.

Сын Василия Васильевича — Сергей — с 2019 года также является сотрудником национального парка. За небольшой период работы он зарекомендовал себя очень грамотным специалистом.

Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия:

Я считаю Василия Васильевича настоящим профессионалом. Под словом «профессионал» я понимаю, что человек не просто мастер, умеющий делать предметы, но и творец, неравнодушный, глубоко заинтересованный в результате своего труда. Василий Васильевич вникает в предмет, который ему необходимо изготовить, с мельчайшими подробностями. Там, где ты совершенно не понимаешь, как можно реализовать идею, он находит удачное решение. Мы вместе работали над созданием музея «В Начале было Слово». Предложения Василия Васильевича легли в основу очень многих производственных работ. А так, как он сделал экспозиционную мебель, — это высший пилотаж, это возможно было сделать только его руками. С его сыном Сергеем мы начали работать над созданием экспозиции в Лопшеньге. И к счастью, тот же подход: вопросы, размышления, предложения. Безусловно, профессионализм в этой семье передаётся по наследству.

Вот такие красивые наличники, изготовленные Валерием Харлановым, украшают объекты Архитектурного парка Кенозерские бирюльки. 

Ирина Воробьёва, главный специалист отдела развития туризма

Это Мастер. Именно так: Мастер с большой буквы. С живым озорным взглядом, золотыми руками и чуткой душой. Вась Васич, как называют его многие в парке, обладает незаурядным талантом. Из-под его рук выходят удивительной красоты вещи, старинные заборки и современные стулья, комоды и тумбочки, табуретки и столы. Все изделия, изготовленные нашим Вась Васичем, радуют глаз и служат долгие годы. Мне кажется, что наш Вась Васич и сам похож на светлую стройную русскую берёзоньку. Когда заходишь в его мастерскую, сразу проникаешься чудесным запахом свежеструганного дерева, и какой-то уютной и неповторимой атмосферой. В мастерской всегда чёткий порядок, всё на своих местах, всё прибрано. Я уважаю и люблю его за лёгкий и светлый характер, за удивительное мастерство.