Государственная организация
В музейный фонд Кенозерского национального парка поступила ценная икона XIX века
![В музейный фонд Кенозерского национального парка поступила ценная икона XIX века В музейный фонд Кенозерского национального парка поступила ценная икона XIX века](/upload/iblock/de5/de573d2a326e6df9f7b41622bfeebf23.jpg)
В музейный фонд Кенозерского национального парка поступила ценная икона XIX века
![](/upload/Евсеевы%20Клавдия%20Васильевна%20и%20Валерий%20Александрович.jpg)
Автором иконы, судя по живописным особенностям, мог быть иконописец Михайло Кириков Сказываев (1816–после 1863) из деревни Сергеевской Палеховской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии. В середине XIX века он писал иконы в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, и даже известен как автор двух «небес»: одно «небо» создано для Михайло-Архангельской церкви села Архангело, а второе «небо» написано 160 лет назад для молельного зала Георгиевской церкви Порженского погоста, расположенного в центре Кенозерского национального парка. На порженском «небе» иконописец оставил надпись: «1863 Года роботалъ небеса копписецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ».
Клавдия Васильевна Евсеева рассказала историю этой иконы:
«Икона с легендой… Два года назад мы разбирали старую баню и на чердаке нашли эту икону. Кто-то из моих предков причастен к ней, бережно хранил её в горизонтальном положении, завернув в холст. Сокрыли её, время было такое. Может, спасали, видя, как часовню разоряют. А может, перенесли уже сто раз из боязни, что украдут. Да кто теперь знает всю её историю?! Думаю, ну не зря же она ко мне определилась, пережив полтора столетия. Мы с сыном однозначно считаем икону частью Кенозерья, она должна остаться на этой земле. Такая причастность к её судьбе у меня проявилась, что, как к живому существу, испытываю чувство тепла и заботы. Главное, что она, пережив столько испытаний, сохранилась для потомков... Для нас... Надеюсь на удачную судьбу её, скорейшую реставрацию и доступность для жителей нашей малой родины – Кенозерья».
«Скорее всего, икону написали для какой-то кенозерской часовни, располагалась она в центре второго деисусного ряда. Сейчас сложно сказать, в какой часовне она находилась – ни одной похожей иконы на территории национального парка, к сожалению, не сохранилось», – пояснила Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов Парка.
Клавдия Васильевна предположила, что эта икона могла находиться в Филипповской часовне деревни Кривцово: «Долгое время за часовенкой присматривала моя бабушка Анна Терентьевна Спицына. Я была маленькая, но помню, как на Пасху бабушка открывала часовню, все женщины собирались. И в часовне, и у нас дома были разные иконы. После отъезда бабушки к внукам в конце 1940-х годов, часовню разорили, сделали ларёк. Дом бабушки из Кривцово перевезла в Вершинино моя сестра Нина».
А могла находиться и в часовне Трёх Святителей Вселенских деревни Немята: «У меня постепенно складывается мнение, что эта икона из немятовской часовни. Мы подростками, в середине 1950-х годов, на Пасху играли в часовне. Часовня была открыта. Помню, что таких размеров иконы были в иконостасе. Иконостас уже зиял огромными пустотами, а «небо» было целым. Мы рассматривали все это. И эта икона такая же нарядная, «золотая», как «небо» из Немяты».
Кенозерский национальный парк сердечно благодарит Евсеевых Клавдию Васильевну и Валерия Александровича за такой ценный дар. И… не оставляет надежды, что когда-нибудь с помощью местных жителей будет найден ответ на главный вопрос: к какой кенозерской часовне относится эта икона, в какой деревне она находилась до своего «переезда» в Вершинино?..
![](/upload/iblock/c4a/c4a612fec9d0fc04d9dfba6d1513beb8.jpg)
![](/upload/iblock/76d/76de2a0d10bb2b1ce4564ed69b50efd1.jpg)
![](/upload/iblock/2e3/2e30f5cc3ffda6fcc79d6fd123e56902.jpg)
![](/upload/iblock/853/853d15fc509bd4211cfe76fc22dcf9eb.jpg)
![](/upload/iblock/f86/f86005dcbe92555c2b10cba17c13afbb.jpg)
![](/upload/iblock/d47/d47286ef37ff9c0e6e5ad7f7c3e5b107.jpg)