
За лето здание бывшего сельмага (будущего музея) сильно преобразилось. Закончен внешний ремонт, силами кенозёр Андрея Аникиева, Михаила Калитина, Михаила Шалухина и Нины Калитиной обновлено крыльцо.

Новое крыльцо будущего музея. Только что покрасили фронтон. Фото из группы Рыжково ВКонтакте
Продвигается и работа над содержательной частью музея. Местные активисты собирают у уроженцев деревни воспоминания. Вот одно из них, как раз об Ивановом дне:
«Приготовления начинались дня за два, три. Дом намывали, вешали чистые занавески, на кровати стелили чистое белье, красивые покрывала, вешали праздничные подвесы, иконки накрывали вышитыми ручниками. <…> Накануне праздника пекли рыбники, всякие пироги и обязательно большие тонкие блины, потом их начиняли рисом, творогом и толокном. <…> Когда с подготовкой было уже завершено, деревенская молодёжь от мала до велика собиралась в ивановскую ночь большой компанией: шли в поля, собирали цветы, зажигали костёр, сидели у костра, песни пели, в лапту играли. Наступал Иванов день. Дединка Дуня (так мы её называли, жена маминого дяди) была хозяйкой праздника, мама с удовольствием уступала ей эту роль, она всегда сидела у самовара и наливала чай только она, у неё был свой какой-то разговорный сленг, смешной, до сих пор вспоминаем. <…> Ближе к полуночи уже съезжалась молодёжь со всех деревень, включали современную музыку и танцы были до утра. В советское время в часовню не заходили, но всегда подходили любовались часовней и елями. У нас у часовни ели росли не помню, сколько, с них всегда собирали смолу (у нас называли серку) для лечения. Очень жалко, что их нет. С детства восхищались “небесами”. Я немножко помню ещё что были иконы, но не помню какие», — рассказала Мария Викторовна Гуляева (Худякова).

Волонтёры из разных городов помогают рыжковцам подготовить для экспозиции фотографии: в графических редакторах убирают с копий старых фотокарточек пятна, трещины и заломы. Ретушёры работают дистанционно. Это уже второй подобный добровольческий лагерь в этом году.


Жительницы посёлка Усть-Поча Елизавета Нечаева-Аникиева и её мама Екатерина Ивановна передали в музейный фонд школьный дневник наблюдений из личного архива и целую коллекцию ценников, написанных в 1960–1970-е годы местным продавцом Анатолием Александровичем Тишининым. Уроженка Рыжково Нина Калитина отыскала старые книги учёта товаров, прейскуранты и книги жалоб и предложений. Эти раритеты сохранил её дедушка Фёдор Ефимович Калитин, который работал в колхозе кладовщиком и счетоводом, а иногда и в том самом рыжковском сельмаге.


Фёдор Ефимович Калитин, кладовщик, счетовод, иногда работал в магазине. Фото из семейного архива Н.В. Калитиной. // Прейскуранты на разные виды товаров, 1960 —1970-е гг. Фото из архива Парка
Инициаторы проекта решили сохранить память не только о Рыжково, но и обо всех деревнях залива Шуйлахта. В конце июня прошла экспедиция по созданию карты этой местности. Анна Васильевна Аникиева, в разное время жившая в нескольких окрестных деревнях и работавшая почтальоном в 1970-х годах, показала сотрудникам Парка места, где находились ныне исчезнувшие деревни Рослякова и Поварницына, гумно, кузницы, поля, поклонные кресты и так далее.


Анна Васильевна Аникиева показывает место бывшего ржаного поля в родной деревне Мининой. // Место давно исчезнувшей деревни Росляковой зафиксировано. Фотографии А.И. Анциферовой
В юбилейный год Победы имена ветеранов Великой Отечественной войны из Шуйлахты увековечили на обелиске, который скоро будет установлен в Рыжково. Над возведением работают кенозёры Фёдор и Василий Заляжные и Александр Тряпицын.


Фундамент для обелиска готов. Фото А.И. Анциферовой. // Анна Васильевна Аникиева нашла на обелиске своего отца — Василия Ивановича Кулакова, ветерана Великой Отечественной войны, жителя деревни Мининой. Фото А.И. Анциферовой
Обновления ждёт и любимая рыжковцами часовня во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи.

Часовня во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи. Фото из архива Парка
Почти 40 лет назад образы святых из неё были вывезены исследователями Соловецкого музея-заповедника, но в 1990-х годах переданы в музейный фонд Кенозерского национального парка. Сейчас иконы, возраст которых составляет около 200 лет, находятся на реставрации в Санкт-Петербурге. После восстановления они будут возвращены в музейный фонд Парка, а в часовне в целях безопасности будут установлены качественные копии.
