eng

Редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева посетила деревню Зехнова

19.06.2024

Одну из самых красивых маленьких деревень Кенозерского национального парка и всей России представитель авторитетного и известного по всему мира издания посетила, чтобы узнать новую информацию о художнике Викторе Попкове, персональная выставка которого будет открыта в этом году в Государственной Третьяковской галерее. В деревне Зехнова открыт музей "Личное о Зехнове", где одна из тематических зон посвящена общению этого живописца с местными жителями.

Работа Виктора Попкова «Северная часовня» была написана именно в деревне Зехнова. На картине изображён местный мальчишка Александр Капустин — он стоит в дверном проёме часовни св. апостола Иоанна Богослова и разглядывает ангелов часовенных «небес». О том, как создавалось это полотно, Яне Жиляевой рассказала сестра этого мальчика, жительница Зехнова Екатерина Николаевна Балакирева.

«Екатерина Николаевна красивым языком, полным фразеологизмов и ярких образов, рассказывает мне о Зехнове, о той, деревне, где она родилась, где разросшаяся рябина стоит на месте уже снесенного старого родительского дома, где так любили принимать гостей, будь то студенты из отряда «Атеист» или художник Виктор Попков с женой Кларой, её родители.

Мы поднимаемся по лестнице наверх, открываем дверь в часовню, ставим свечи за здравие и за упокой наших родных. Здесь просто, чисто и, вместе с тем, и нарядно, и возвышенно. С красных небес на нас смотрят апостолы, херувимы и серафимы. Елена Николаевна Роймуева объясняет, как по цвету и числу крыльев отличить серафима от херувима. Шестикрыклые серафимы — алые, четырехкрылые херувимы — лазурные. Одни олицетворяют любовь, другие — мудрость божию.
Все свечки, даже если они поставлены в песок, перед выходом из часовни нам пришлось потушить. А как же так? Екатерина Николаевна успокаивает: жертва уже принесена.

Остановившись на гульбище-террасе, Екатерина Николаевна продолжает свой рассказ: и как жаден был её отец до знаний, до новых впечатлений, разговоров с приезжими людьми. Как хлебосольна и добросердечна была мама. Как художник Попков, писавший в часовне, как-то оглянулся на ее младшего брата Сашу, застывшего у правой притолоки в дверях, и сказал ему: «Стой так». И Саша позировал много часов, а Екатерина, тринадцатилетняя старшая сестра с косами, стояла у мольберта художника и жадно впитывала, наблюдала процесс. Теперь это полотно хранится в Русском музее, считается важной вехой в творческом наследии большого русского художника второй половины XX века Виктора Попкова.

Как оказалось, впереди у Попкова оставалось всего два лета. Осенью 1974 года художник трагически погиб. По традиции, существовавшей в семье Екатерины Николаевны, все гостившие летом, добравшись до дома, отправляли в Зехнову письма. С кем-то завязывалась переписка. О чем писал Попков и его жена Клара, еще предстоит узнать — письма в семейном архиве не нашли. Хочется надеяться, что пока».

В конце этого года большая выставка, посвящённая творчеству Виктора Попкова, будет открыта в Третьяковской галерее.