eng

Хранить, нельзя переписывать

08.07.2024

«Эту картину мы случайно нашли под досками на чердаке дома моей бабушки. Нашли и удивились: откуда она здесь, как сюда попала?.. Подумали, погадали, а поскольку никто в семье о ней не рассказывал, решили, что её здесь спрятала прабабушка — она до революции работала в храме в с. Карпогоры. Картина красивая, но краска почти полностью осыпалась. Мы пытались договориться с реставраторами, показывали её, но все отказались», — рассказала давний друг Кенозерского национального парка Галина Владимировна Старицына.

Так началась история этой картины в музейном фонде Парка. А всю её предыдущую судьбу мы, к сожалению, пока можем только предполагать... Картину «Иосиф Обручник с младенцем Христом на руках» написал в 1630-х годах итальянский художник Гвидо Рени, спустя два века она поступила в Эрмитаж из коллекции нидерландского короля. В середине XIX века неизвестный русский художник выполнил эту её копию.

В 2023 году Юлия Кобрунова, студентка реставрационного отделения Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, по заданию Парка в рамках своей дипломной работы приступила к реставрации этого произведения.

«Картина была очень аварийной, загрязнена. Фрагменты красочного слоя лежали на поверхности — картину даже нельзя было переворачивать. Подрамник отсутствовал, холст имел множественные изломы, деформации, прорывы и утраты, в том числе от гвоздей на кромках. Вероятно, картину перетягивали: срезали с авторского подрамника и натянули на новый, меньший по размеру, обрезав нижнюю часть», — рассказала Юлия Кобрунова.

Реставрационный совет института решил: в связи со значительными утратами авторского живописного слоя провести на картине только консервационные мероприятия, а для показа на выставках подготовить копию этой копии картины.

В течение полутора лет Юлия Кобрунова под руководством Максима Александровича Григорова, художника-реставратора масляной живописи II категории, кропотливо собирала и приклеивала на специальный реставрационный клей сотни сохранившихся кусочков красочного слоя (об этом небольшой видеосюжет), а параллельно писала копию копии картины.

И теперь в музейном фонде Кенозерского национального парка целых две копии картины «Иосиф Обручник с младенцем». Известны ли мировой реставрационной практике такие удивительные случаи — скорее всего, да. Но для Парка это впервые, когда на картине сохранена без реконструкций подлинная авторская живопись XIX века, — что само по себе уже ценно, а для показа произведения создана его копия.

Кенозерский национальный парк благодарит Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, руководителя реставрационного отделения Александра Александровича Козьмина, художника-реставратора I категории, и реставратора Юлию Алексеевну Кобрунову.