eng

Паспорт деревни Майлахта (Щаникова, Сысова, Ряпусовский Погост)



Деревня Майлахта. Конец 1980-х – начало 1990-х годов. Фото Г. Ковальчука




На побережье юго-восточной части озера Кенозера на большой поляне раскинулись сразу несколько деревень: с левой стороны ближе к озеру — Майлахта, затем Ряпусовский Погост, ближе к лесу на горе. Границей между деревнями является ручей. Справа от Майлахты, в полукилометре деревня Сысова (деревня протянулась от берега до горы), за Сысова начинается Щаникова, по дороге в деревню Зехнова. Впоследствии Сысова и Щаникова была оставлена жителями, а небольшой ручей между деревнями утратил порубежное значение: деревни Майлахта, Ряпусовский Погост фактически слились.


«Генеральный план Пудожского уезда. 1788 год» (Фрагмент)


  

В документах встречаются различные написания деревень, так на Генеральном плане Пудожского уезда 1788 года упоминаются селения Ряпусовская и Прокшинская Шеникова. На карте Каргопольского уезда 1848 года деревни называются следующим образом — Мадь-Лахта, Ряпусова, Горка, Шаникова. На карте Пужожского уезда 1861 года отмечены деревни Ряпусова и Шаникова. В ХIХ веке деревни объединены одним названием Ряпусова. Деревня Сысова так же имела второе название — Сысова Гора (или Горка). Деревня Щаникова в некоторых документах пишется как Щанникова. Ряпусовский Погост жители деревень называли просто Погост.

Административно-территориальное положение деревень

С середины XII века Кенозерские земли входили в состав Новгородской республики. В XVI столетии на бывших землях Заволочья был образован Каргопольский уезд, Кенозерье располагалось на западной границе уезда, в пределах которого сформировалось две волости — Лекшмозерская и Кенозерская. Кенозерская (Вершининская) волость состояла из двух больших обществ: Климовского и Ряпусовского. В Ряпусовское входили Майлахта, Сысова, Ряпусовский Погост, Щаникова, Зехнова, Спицына, Семёново, Медвежье, выселок при реме Порма, Поромский остров, Мамонова, выселок Матёра.

Во второй половине ХVIII века была создана Олонецкая область, в которую, в составе Каргопольского уезда, вошла Кенозерская волость. В XIX веке деревни относилась к Ряпусовкому сельскому обществу, которое входило в Кенозерскую волость Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

В 1922 году была упразднена Олонецкая губерния со всеми уездами, Каргопольский уезд был присоединен к Вологодской губернии. В 1924 году происходит укрупнение волостей и вся территория Кенозерья объединилась в границах одной Кенозерской волости. В это время внутри образуются Кумбас-Озерский, Ряпусовский и Климовский сельсоветы. В 1929 году образовался Северный край с центром в городе Архангельске. Кенозерские деревни были включены в состав Приозёрного района Няндомского округа Северного края. В 1937 году была образована Архангельская область и Приозёрный район был передан Архангельской области.
  
В 1960 году все сельские советы были упразднены и вошли в состав Кенозерского сельского совета. В 1962 году Кенозерский совет ненадолго входит в Каргопольский сельский район, а с 1963 года уже в составе Плесецкого района Архангельской области.

В 2004 году в МО «Кенозерское» входили деревни Майлахта, Ряпусовский Погост и Сысова. Сейчас в деревнях постоянно уже никто не проживает. В 2007 году из деревни переехали последние жители Валентина и Михаил Тряпицыны. Деревни оживают на лето, когда приезжают бывшие жители.

Вид на деревню Сысова. Фото Г. Ковальчука

Стоянки древних людей

В 2003 году А.Г. Едовиным была зафиксирована стоянка на юго-восточном берегу острова Ряпусный, в 0,5 км от деревни Майлахта. Стоянка занимает один из мысовых выступов, на котором расположено кладбище. Здесь было обнаружены четыре скребущихся орудия и отщепы. В 2005 году автором проводились дополнительные исследования стоянки, в результате которых стоянку на острове Ряпусный датировали эпохой неолита V-III тысячелетием до нашей эры.

 Кладбище Ряпусное (слева). Фото В. Нелаева



В 2016 году на Кенозере экспедиция Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) провела археологическое обследование на территории Кенозерского национального парка под руководством Д.В. Герасимова с целью составления археологической карты территории. Стоянку на острове Ряпусный исследователи датировали каменным веком.
  
Славянское население

В X–XIII веках на этой территории проживали самодийские и финно-угорские племена, а также ильменские словены, вятичи, западные и восточные кривичи. С XII–XV новгородцы активно осваивают территорию Кенозерья, принося с собой свою культуру. Изрезанные берега Кенозера создавали удобные условия для стоянки ушкуев, их ремонта и оснащения. Сначала шло освоение северной части Кенозерья через озеро Свиное, Долгое, а затем уже и южной озера Кенозера.

Планировка деревень

Деревня Ряпусовский Погост отличается свободной планировкой в постановке изб, подчиненной не рядовому или уличному порядку, а рельефу местности. Дома расположены на просторном холме на удобных площадках пологого холма, фасадами обращены на солнечную сторону. В деревне Майлахта наблюдается планировка — здесь преобладает рядовая застройка. Дома стоят на берегу озера, но фасадами обращены к солнечной стороне. Такая же планировка наблюдается в деревнях Сысова и Щаникова.

 
 Михаил Тряпицын и Татьяна Прылова (почтовый работник). Вид на деревню Майлахта



Население

В клировых ведомостях ХIХ века весь куст деревень назван Ряпусова, где 1843 году домов — 32, мужчин 130, женщин 131. Отдельно выделена деревня Щаникова — 8 домов (35 мужчин, 31 женщина). В 1858 году в Ряпусова 35 домов, 140 мужчин и 153 женщины, в Щаникова 8 домов, 34 мужчины и 34 женщины.

На карте Пудожского уезда 1861 года во всех деревнях стояло 30 домов.

В 1873 году в деревне Ряпусова 36 домов, мужчин — 136, женщин — 137. В деревне Щаникова 11 домов, мужчин — 43, женщин — 38. В 1874 году в Ряпусова домов — 34, мужчин 134, женщин 162, в Щаникова 10 домов, мужчин — 44, женщин — 43 . В 1883 году в Ряпусова домов — 39, мужчин — 136, женщин — 158, в деревне домов — 39, мужчин — 136, женщин — 158. В 1890 году в Ряпусова было 37 домов, где проживало 296 человек. В Щаникова было 16 домов и 112 жителей.

В 1905 году поселения: Сысова, Щаникова, Ряпусовский Погост и Майлахта составили большую деревню Ряпусова, которая располагалась в 77 верстах от уездного города. Здесь было 49 домов, где проживало 47 семей: всего 352 человека (163 мужчины и 189 женщин).
  
По воспоминаниям жителей, в 1960-е годах в деревне Майлахта было 16 домов, в Сысова 5 домов, в Ряпусовском Погосте 4 дома, в Щаниковой 7 домов. В 1999 году в деревне Щаниково и Рярусовский Погост никто не проживал, в деревне Майлахта в 6 домах проживало 11 человек (2 мужчин и 9 женщин), в деревне Сысова проживало 4 человека. Сейчас постоянного населения в деревнях нет.


Вид на деревню Майлахта. Фото из архива Парка


Часовня во имя Сретения Господня

В деревне Ряпусовский Погост в 1803 году крестьянин Клим Кузнецов с соседями поставил без разрешения Духовной консистории, по своему обещанию, для исцеления сына-инвалида часовню во имя Сретения Господня. Часовня была клетского типа с гульбищем, главка просто врезана в кровлю, без перехода, звонница рубленная. Так как часовня находилась на холме — к ней вела лестница с промежуточной площадкой и с перильным ограждением. Часовня почиталась жителями окрестных деревень. Она была центром проведения местных часовенных праздников. В ней собрались престарелые и малолетние на общую молитву, которые за дальним расстоянием их деревни (более 9 вёрст) не могли добраться до Успенской церкви на Погосте. В 1883 году в ведомости о церкви Богоявления Господня в Кенозерском погосте часовня во имя Сретения Господня упоминается как действующая, богослужение совершалось 2 февраля (по ст. стилю).

Церковь во имя Сретения Господня в деревне Ряпусовский Погост

В 1880–1888 годах крестьяне деревень Ряпусова, Щаникова, Мамонова, Семёново, Спицына, Зехнова, Важ-речка, население которых составляло более восьмисот человек, объединившись, построили деревянную церковь. В церкви было два престола: теплый во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, и главный холодный во имя Сретения Господня.



Церковь во имя Сретения Господня. 1988 год. Фото Л. Ткаченко


  

Церковь во имя Сретения Господня поставлена в стороне от деревни. Сохранился проектный чертёж, составленный топографом Никитиным в 1879 году, он позволяет представить архитектурный облик церкви до её перестройки в советское время. Церковь рублена из брёвен, перевязанных в углах «в лапу». Продольно-осевая композиция здания состояла из собственно храма с пятигранным алтарным прирубом, небольшой трапезной и паперти, над которой возвышалась колокольня, крытая шатром. Четверик храма завершался высокой четырёхскатной крышей, увенчанной крупной главой на барабане.

В 1938 году по решению Архангельского облисполкома Сретенская церковь была закрыта и перестроена под школу. При перестройке исчезли завершения церкви и колокольни.



Интерьер церкви во имя Сретения Господня. 2014 год. Фото К. Кокошкина


Всё здание было перекрыто общей двухскатной крышей. По сведениям местных жителей, в церкви некогда находилось «небо», которое в советские годы было зашито досками. Обнаружены 3 паруса (угловые грани), написанные очень искусно. Сохранились и двери с изображением солярного знака, дополненное простыми ромбовидными узорами. Использованы яркие цвета: красный, синий, зелёный.


Сохранившиеся  грани «неба» из церкви во имя Сретения Господня. Фото Ю. Пальмина


В 1988 году церковь была обследована и обмеряна специалистами объединения «Росреставрация» под руководством архитектора Л.А. Ткаченко, была составлена смета на реставрацию. В 2004 году польскими волонтёрами из Краковского политехнического университета выполнены обмерные работы на памятнике архитектуры — церкви во имя Сретения Господня в деревне Ряпусова. В 2006 году сотрудниками Парка было произведено натурное обследование церкви и установлено, что строение сохранилось в удовлетворительном техническом состоянии, износ 36%, утраты конструктивных элементов объекта незначительные. На 2013 год, когда было установлено молниезащитное приспособление, пол и потолок в церкви отсутствовали, а так же утрачены завершения. Постановлением правительства Архангельской области № 454-пп от 01 октября 2013 года церковь во имя Сретения Господня была отнесена к числу объектов культурного наследия регионального значения. В 2014 году в рамках российско-норвежского проекта «Деревянная архитектура в культурном ландшафте Кенозерского национального парка. Мониторинг и поддержание» началась реставрация Сретенской церкви. В ходе работ была произведена замена сгнивших конструкций в стропильной системе, ее усиление, замена верхних венцов по всему срубу, устройство сплошного настила из досок с укладкой гидроизоляции. Работа производилась бригадой местных строителей из поселка Усть-Поча под руководством В.Н. Ершова.



Реставрация церкви во имя Сретения Господня. 2014 год. Фото К. Кокошкина



Ряпусовский приход

После постройки церкви был учреждён в 1890 году самостоятельный Ряпусовский приход.
В церкви было недостаточно ризниц, книг и утвари. При церкви было 33 десятины усадебной, пахотной и сенокосной земли. В ведении церкви находилось 6 часовен:
1) во имя Святых мучеников Флора и Лавра в деревне Семёново (3 версты от церкви). Богослужение совершалось 18 августа (по ст. стилю).
2) во имя Святого великомученика Георгия в деревне Спицына (3 версты от церкви). Богослужение совершалось 23 апреля (по ст. стилю).
3) во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в деревне Зехнова (2 версты от церкви). Богослужение совершалось 26 сентября (по ст. стилю).
4) во имя Святого пророка Божия Ильи и великомученицы Варвары в деревне Мамонова (2 версты от церкви). Богослужение совершались 20 июля и 4 декабря (по ст. стилю).
5) во имя святого Василия Великого и святых мучеников Кирика и Улиты в деревне Ряпусова. Богослужение совершались 1 января и 15 июля (по ст. стилю).
6) во имя великомученика Георгия в деревне Важ-речка. Богослужение совершалось 26 ноября (по ст. стилю).
  
Священником в церковь был назначен Иоанн Михайлов Казанский — единственный священник Ряпусовского прихода. Иван Степанов Каргопольцев был назначен псаломщиком. В 1908 году в Ряпусовский приход был перемещён псаломщик Михаил Мегорский.

В 1890 году в Рясовский приход входило 7 деревень, 132 двора и 1044 человека (490 мужчин и 554 женщины). В 1938 году, с закрытием церкви приход перестает существовать.
  
Объекты культурного наследия

В деревне Майлахта сохранилась дощатая часовня святых мучеников Кирика и Улиты. На территории деревень есть две «святые» рощи — одна в Майлахте, другая в Ряпусовском Погосте. Когда-то, согласно карте Пудожского уезда 1861 года, в Майлахтинской святой роще располагалась часовня-крест, ныне утраченная, а также часовня в районе деревни Ряпусовский Погост (также ныне не существующая).
Сохранился поклонный крест по дороге на Ошевенск при выходе из Майлахты. Местные жители, стремясь сохранить крест, закрыли его досками, превратив в маленький молельный домик. Другой крест был по дороге в деревню Зехнова. На берегу озера стоял обетный крест, простой по оформлению без резьбы, крытый на два ската. В настоящее время он утрачен.


Крест в лесу близ деревни Майлахта. Фото из архива Парка



Памятники гражданской архитектуры

В Майлахте было несколько рудных изб, то есть это избы с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу. В начале 1980-х годов таких изб в деревне было 3, но уже в очень разрушенном состоянии.


Рудная изба. Фото из архива Парка

  

В экспозиции Кенозерского национального парка «Архитектурный парк «Кенозерские бирюльки» построен макет рудного дома Сидоровых из деревни Майлахта. Рудный дом построили в конце XIX века братья Сидоровы Кузьма Иванович, Александр Иванович и Осип Иванович. Дом типичный четырёхстенок с обширным хозяйственным двором, своими размерами превосходящим жилую часть.
В деревне был дом с балконом. Сам балкон уже в начале 1980-х годах отсутствовал, но сохранилась дверь, ведущая на балкон, — широкая, высокая. На белом фоне по филёнчатыми полям в рамках изображены розы. Сам дом представлял собой четырёхстенок на высоком подклете. Фасад оживлён четырьмя окнами в наличниках. С боку к дому примыкает крыльцо.



Расписные балконные двери 1985 год. Фото Т. Кольцовой



Деревня в конце ХIX — начале ХХ века. Советский период и современность

Ряпусовско-Майлахтинский комплекс в конце ХIX — начале ХХ века имел очень развитую систему поселений, довольно мощное хозяйство и, соответственно, большие площади сельхозугодий. Это объяснялось прежде всего наличием дороги, связывавшей Майлахту с Ошевенском и Каргополем. Из Майлахты начинался тракт, который вёл на Ошевенск, далее на Каргополь и Санкт-Петербург.



Дорога Майлахта-Важезеро. 1970-е гг. Семейный архив М.М. Сидоровой


Из Каргополя и Ошевенска поступали товары на Ряпусовскую ярмарку, что проводилась в Майлахте для деревень Зехнова, Спицына, Матёра, Сысова, Мамона. Именно по этому тракту, из Ошевенска в Майлахту в конце XIX века «пришло старообрядчество». Отставной солдат, рядовой Иван Федорович Сидоров, неоднократно бывавший в Ошевенске, «заразился старообрядческими ересями и склонял к расколу жителей Ряпусова и окрестных деревень». К середине ХХ века дорога утратила своё значение, сейчас уже и не существует.

Наличие дороги рядом требовало постоянного присутствия кузнеца в деревне для ремонта телег, хозяйственной утвари и подковки лошадей. Кузница была в деревне Сысова, кузнецом работал Николай Сидоров. В 1960-1970 годы кузница находилась при колхозе, работал Михаил Алексеевич Фофанов. Была кузница и в деревне Майлахта.
  
В конце 1930-х годов в деревне Сысова находилась ветряная мельница, но уже не использовавшаяся по причине ветхого состояния. Была ещё водяная двухпоставная (молола и толкла) мельница на ручье между деревнями Майлахта и Матёра. Мельником был Пётр Иванович Сидоров. Так как мельницу никто не поддерживал, её однажды снесло водой.
  
В 1932 году был создан колхоз «Вторая пятилетка», объединивший деревни Важозеро, Майлахта, Сысова, Ряпусовский Погост. В деревне Сысова было 3 фермы на 50-60 голов, здесь же располагался хлев. 

В 1952 году колхоз «Вторая пятилетка» и «Важа-речка» вошли в состав колхоза «Имени Ворошилова», образованного в деревне Щаникова в 1934 году. В результате ещё одного укрупнения в 1960 году колхозы «Имени Ворошилова», «Новая жизнь» (деревня Зехнова), «Красный воин» (деревня Спицына) вошли в состав более крупного колхоза «Мир». После объединения колхозов южного Кенозерья председателем колхоза был избран Алексей Васильевич Спицын.



Слева направо: Василий Павлович Фофанов – бригадир колхоза «Мир», уполномоченный Приозёрного района – Кузнецов, Алексей Васильевич Спицын – председатель колхоза «Мир» (1960-1963).
 У трактора ДТ-54 – Никита Максимович Болознев. Семейный архив В.А. Фофановой


1 января 1969 года из 3 колхозов: «Правда Севера» (деревня Вершинино и окрестные деревни), «Мир» (Майлахта и окрестные деревни) и «Имени Калинина» (Кузьминка и окрестные деревни) был образован совхоз «Кенозерский», состоявший из 3 отделений с фермами в деревнях Майлахта, Бухалово, Вершинино, Косицына, Кузьминка, Минина, Рыжково. Основным направлением работы совхоза «Кенозерский» было животноводство.

В 1970-х годах в деревне Майлахта была построена типовая животноводческая ферма на 200 голов с аппаратами машинного доения и транспортёрами для уборки навоза. Корм доставлялся на самоходном шасси. Электродойка позволила увеличить нагрузку на доярку до 33 коров. Доярками в разное время работали Анна Степановна Фофанова, Тамара Павловна Рудачихина, Галина Николаевна Спицына, доярами Николай Яковлевич Фофанов, Александр Иванович Нифантов, Егор Павлович Киров. К 1990 годам на ферме коров уже не было, только телята откормочные. В 1992 году закрывается одна ферма, в 1997 году и другая.



Работники фермы. Семейный архив Т.В. Фофановой


  

В 1950–1980-х годах несмотря на высокий уровень механизации активно использовали лошадей — в деревне Щаникова до 1980-х годов существовала конюшня на 30 лошадей. Исполком Ряпусовского сельского совета в 1946 году рассматривал вопрос о ненадлежащем уходе за лошадьми и их использовании в работе. Так 60% лошадей было нижесредней упитанности, не производилась своевременная ковка и чистка копыт. Из 46 случённых жеребиц зажеребело 32, из них 3 абортировалось. Не все лошади обеспечены исправной сбруей и повозками. В связи с этим, было принято решение строить новые конюшни в колхозах и улучшить уровень жизни лошадей, обеспечить своевременный уход и кормление.

В деревне Щаникова был маслозавод, где работали в 1950-1980-е годы Анна Александровна Семёнова и Мария Павловна Фофанова.
  
В годы войны многие ряпусовцы по повесткам от колхозов принимали участие в лесозаготовках и лесосплаве. В деревне была своя пилорама.

До 1960 года деревня Майлахта была центром Ряпусовского сельского совета, в которое входили следующие деревни: Майлахта, Сысова, Ряпусовский Погост, Щаникова, Зехнова, Спицына, Семёново, Медвежье, выселок при реме Порма, Поромский остров, Мамонова, выселок Матёра, Порженское. Председателями после войны были: Тамара Николаевна Фофанова, Мария Ивановна Спицына, Илья Степанович Панфилов, Николай Ильич Панфилов. В деревне Майлахта была контора сельского совета, рядом на улице была трибуна для демонстраций.

  
Галина Алексеевна Спицына – продавец магазина в деревне Майлахта в 1966 – 1982 гг. Семейный архив В.А. Фофановой




В деревне Майлахта в 1950-х годах был магазин. Располагался он в частном доме у Александра Алексеевича Фофанова, продавцом работал Евгений Буянов. Затем в 1960-е годы магазин переехал в другое здание, продавцами работали Мария Ивановна Спицына до 1980-х годов, Алексей Васильевич Спицын до 1990-х годов, затем Татьяна Алексеевна Фофанова. Нина Ивановна Кузнецова тоже работала в магазине. К 2000 годам магазин закрылся. По воспоминаниям жителей, муку и соль в магазин завозили на год: нагружали в Плесецке 3 машины грузовые мукой, ехали до деревни Семёновской Каргопольского района, оттуда везли на тракторах до Ряпусова.


Александра Ивановна Буянова – начальник почты, Мария Ивановна Спицына – продавец в магазине. 1964 год. Семейный архив В.А. Фофановой


В Майлахте была пекарня, на которой в 1960-е годы работала Мария Петровна Фофанова. В новой пекарне в деревне Сысова работали Валентина Михайловна Кирова, Нина Нифантова, Клавдия Яковлевна Нифантова, Нина Александровна Капустина, Мария Фофанова. На пекарне пекли чёрный и белый хлеб. Пекарня обслуживала население нескольких деревень: Майлахта, Спицына, Зехнова, Горбачиха, Косицына и выпекала хлеб для деревень до 2005 года, пока не была закрыта.

В деревне было своё почтовое отделение. На почте с 1922 года более 20 лет работал Иван Алексеевич Туравьёв.



Иван Степанович Туравьёв. Семейный архив А.И. Буяновой


Затем его дело продолжила дочь Александра Ивановна Буянова. Галина Петровна Тряпицына и Татьяна Прылова работали почтальонами. Вера Александровна Капустина в 1973 — 1993 года работала почтальоном, а затем начальником отделения связи в деревне Майлахта.



Вера Александровна Капустина. Семейный архив В.А. Капустиной


В деревне Сысова был клуб, где показывали кино один раз в неделю. Три раза в неделю (среда, суббота, воскресение) были танцы. Кроме того, в клубе работал кружок по танцам, выпускали боевые листки «Молния», давали концерты к праздникам. При клубе была библиотека. Библиотекой и клубом с 1960-х годов долгое время заведовала Анна Ивановна Кирова. В начале 1980-х годов Валентина Нифантова работала в Ряпусовском клубе.


Почётная грамота В.А. Капустиной. Семейный архив В.А. Капустиной

Были в деревнях и свои мастера. Ткали половики Иринья Степановна Пиялкина, Клавдия Ивановна Нифантова. Мужчины сами шили лодки. Михаил Алексеевич Фофанов и Алексей Федорович Сидоров выделывали шкуры и шили сапоги.

С начала 1990-х годов из-за ухудшившегося социально-экономического положения страны происходит постепенный развал сельхозпредприятия, поголовье скота сокращается, поэтому сначала закрыли фермы, после магазин, почту, клуб, местные жители переезжают в другие более крупные населённые пункты.

Участники войны

Деревня Майлахта

Погибли:  
1. Нифантов Григорий Михайлович
2. Нифантов Дмитрий Иванович
3. Нифантов Дмитрий Сергеевич
4. Нифантов Павел Михайлович
5. Нифантов Пётр Иванович
6. Нифантов Тимофей
7. Нифантов Фёдор Иванович
8. Нифантов Яков Михайлович
9. Петров Иван
10. Сидоров Алексей Осипович
11. Сидоров Василий Фёдорович
12. Сидоров Дмитрий Петрович
13. Сидоров Николай Васильевич
14. Ушаков Павел Васильевич
15. Фофанов Андрей Иванович
16. Фофанов Пётр Иванович
17. Фофанов Тимофей Иванович
18. Фофанов Фёдор Васильевич

Участники ВОВ:
1. Аксенов Василий
2. Нифантов Александр Иванович
3. Нифантов Андрей Дмитриевич
4. Сотников Афанасий Степанович
5. Тряпицын Пётр Андреевич
6. Фофанов Михаил Михайлович

Деревня Погост

Погибли:
1. Купленников Фёдор Григорьевич
2. Сидоров Алексей Васильевич
3. Сидоров Василий Фёдорович

Участники ВОВ:
1. Фофанов Николай Алексеевич

Деревня Сысова

Погибли:
1. Кузнецов Михаил Федорович
2. Кузнецов Николай Васильевич
3. Сидоров Иван Алексеевич
4. Фофанов Павел Иванович

Участники ВОВ:
1. Кузнецов Александр Николаевич
2. Фофанов Александр Яковлевич
3. Фофанов Михаил Алексеевич
4. Фофанов Николай Яковлевич

Школа

В деревне Ряпусова в 1893 году открылось земское училище для деревень: Погост, Майлахта, Сысова, Щаникова, Мамонова, Важка-речка. Почётным блюстителем был назначен Андрлас Оскорович Вогер, законоучителем Иоанн Михайлович Казанский, учителем Мария Васильевна Петропавловская. По данным на 1909 год здесь училось 30 мальчиков и 10 девочек. Помещение училища было наёмным, плата за него 59 рублей в год.

В Ряпусовской начальной школе в 1920–1930-е годы преподавал Вячеслав Николаевич Купезерев. В 1938 году после закрытия Сретенской церкви школа стала располагаться в церкви. В начале 1940-х годов школа располагалась в почтовом доме, что был напротив церкви.


Ученики Ряпусовской школы 1939 год. 2й ряд справа: Мария Ивановна Кузнецова. Семейный архив В.А. Фофановой


Перед войной было 2 школы: 3 класса в Майлахте, 4 класса — в Ряпусовском Погосте. В Ряпусовской начальной школе работали: Иван Ефимович Сидоров, Николай Васихин, Ольга Григорьевна Ульянова, Николай Николаевич Патракеев, а так же Александра Фёдоровна Сивкова и Анна Григорьевна Постникова. Школа в Майлахте располагалась в частном доме, преподавала Вера Николаевна Болознева.

В 1946 году школа из Майлахты была объединена с Ряпусовской и находилась в частом доме, где преподавали Парасковья Герасимовна Глущевская и Вера Николаевна Болознева.
  
В 1952 году была открыта Ряпусовская семилетняя школа в деревне Ряпусовский Погост. Директором школы был Владимир Васильевич Корзов, он же вёл математику, Зинаида Александровна Корзова вела историю и немецкий язык, Полина Петровна Неклюдова — русский и литературу, Парасковья Герасимовна Ермолина (1953-54 годы) — начальные классы, Елизавета Петровна Глущевская — начальные классы, Анатолий Петрович Дружинин — физкультуру, Вера Михайловна Тряпицына — географию и биологию. Ряпусовскую школу закрыли летом 1959 года, дети продолжали обучение в Зехновской школе.

В 2011 году сотрудницей парка после осмотра обшивки стен Сретенской церкви деревни Ряпусовский Погост была обнаружена стопка (около 100 штук) школьных тетрадей 1955 года по русскому языку и арифметике.

 
Тетради 1955 года, найденные под обшивкой в церкви


Здравоохранение

В начале ХХ века в деревне Майлахта был свой фельдшерский пункт. В 1916 году он обслуживал 25 деревень, в 1925 году — 30, с населением в 2600 человек. Медпункт располагался в двухэтажном доме, с одной стороны жил участковый фельдшер, с другой стороны была аптека и кабинет для приёма больных. Медпункт был закрыт в 1967 году.

По данным на 1923 год, на Кенозерском медпункте трудились фельдшер Фёдор Иванович Оняков и акушерка Анна Ивановна Виноградова. С 1925 года в Кенозерский фельдшерский участок в деревне Майлахта перешёл Василий Петрович Нечаев, уроженец деревни Екимова, который долгое время работал фельдшером. 


Фельдшер В.П. Нечаев. 1920-е годы. Семейный архив Е.И. Нечаевой-Аникиевой

Развитие медицины тормозилось недоверием части населения к медицине и многочисленными попытками самолечения. В 1925 году в Ряпусовскую больницу обратилось 87 человек (из них 14 впервые, 73 повторно). 5 человек было направлено в Пудожскую больницу. К концу 1920-х годов расширилась и укрупнилась материальная база здравоохранения, были организованы перевозки больных в центральные больницы, стали поступать лекарственные средства.

В 1960-1980-е годах в деревне Сысова был медпункт. Медсестрой работала Зинаида Сидорова. Врач приезжал из деревни Семёново — Антонина Ефимовна Панфилова.

В деревне Майлахта находился ветеринарный пункт. Ветеринарным врачом работала Тамара Николаевна Фофанова.
  
Топонимика

Территория Кенозерья представляет собой соединение различных в хронологическом отношении пластов, принадлежавших языкам народов, населявших эти земли в разное время и является продуктом русской и финно-угорской культур. Даже разные авторы одно и тоже название интерпретируют по-разному. Например, Майлахта — залив и названная по нему деревня Дерягин В.Я. связывает топоним с прибалтийско-финский словом «избушка, шалаш», что означает дом на воде или залив с жилищем. С точки зрении Муллонен И.И. следует исходить из карельского или вепского слова «малёк, мелкая рыба».
Напротив деревни расположен остров Ряпусный, его название, как и самой деревни, связывают с названием рыбы — ряпус, что водится в озере.

В озеро Кенозеро у деревни Майлахта впадает ручей Совисельский. Топоним состоит из двух топооснов вепского «глина» и финского «гора, возвышенное место».

Рядом с деревней Майлахта есть лесное озеро Важмозерко, безрыбное. По дороге на Ошевенск, в 7 км от деревни находится озеро Большое Важозеро, оно соединяется протокой с Малым Важозером, из которого вытекает река Важа. В 6 км южнее деревни Майлахта, в 1,5 км. от дороги на Ошевенск встречается озеро Лобдозеро, из него вытекает Кукручей и ручей Тереш. В олонецком говоре слово ловда означает «большой поплавок у невода», а в финском «поплавок невода, сделанный из доски». В 2 км от деревни Майлахта — озеро Мудрозеро, площадью 67 га, из озера вытекает Мудручей. Озеро Соразеро располагается в 7 км от деревни по дороге на Ошевенск. Название связано с финским «осока», карельским «остров», саамским «черника». Встречаются ещё лесные озёра: Залазно, Кругло, Карангозеро (происходит от кареньга «низкорастущий на болоте лес»).

Вокруг деревни находятся поля: Болото, Лисий Нос, Крежевица, Летной Крёж,— характеризуют положительную форму рельефа, урочища Горидили, Ляпотня, пожни Пилькач, Хазинец. На побережье сохранились мысы с песчаными отмелями: Мишин Нос и Шамшурский Нос.

Фольклор

В деревни Майлахта, Сысова, Ряпусовский Погост не раз приезжали исследователи из различных городов. В 1927 году экспедицией Юрия Матвеевича Соколова и Бориса Матвеевича Соколова была записана былина из деревни Майлахта от Настасьи Андреевны Сидоровой и Екатерины Степановны Фофановой.

В 1958 году здесь работали Юрий Александрович Новиков и Юрий Иванович Смирнов из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова записали А.И. Кузнецова. В 1980 году работала экспедиция из Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова под руководством Ирины Борисовны Семаковой. Позднее, в 1988 году Тамара Всеволодовна Краснопольская записывала Екатерину Александровну Сидорову.

Из Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова было несколько экспедиций. В 1982 году в деревнях работал фольклорный отряд под руководством Людмилы Витальевны Фёдоровой. От Марии Ивановны Нифантовой записаны песни-романсы и частушки:

На германскую границу
Посадила ёлочку,
Чтобы эта ёлочка
Сберегла милёночка.

Окаянная Германия,
Когда даёшь конец?
Восемнадцать лет залёточке,
Какой же он боец?

Молодые девушки,
Не будьте гордоватыми.
Любите раненных ребят,
Они не виноватые.

В 1982 был организован этнографический отряд под руководством Александра Никоновича Давыдова, были опрошены Клавдия Михайловна Кузнецова, Анна Николаевна Сидорова, Николай Яковлевич Фофанов, Александр Петрович Мелехов, Анна Яковлевна Мелехова. В 1983-1985 годах на территории работала экспедиция по изучению топоникими Кенозерья под руководством Виктора Яковлевича Дерягина.
  
В 1987 году экспедиция Александра Юрьевича Кастрова из Института русской литературы (Пушкинский дом) записывала песни, припевки, заклички. В 1991 году на территории деревни Наталия Евгеньевна Мазалова из музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербурга, собирала материал по знахарским практикам Кенозерья и записывала Александра Ивановича Нифантова. Из Московского государственного педагогического университета, г. Москвы в 2002 году Алексей Сергеевич Обухов записывал фольклорные тексты разных жанров.

В 2002 году экспедицией под руководством Натальи Михайловны Ведерниковой от Марии Ивановны Нифантовой были записаны обряды, обычаи, заговоры и две былички:

О байном.
Ещё на Мамоновом жила. Мама рассказывала, будто ей отец говорил (насколько правда, не знаю).
Отец в баню приходит, а там будто всяко парятся: «А-а-а-а!». Ну, отец, скажи" «Оверько-костоплав, разреши в баньке попариться». И исчезло — перестало хлопаться.

О домовом.
Была женщина, и она всё спрашивала у домового: «Хозяин-домовой, придёт ли (муж ли, кто ли). Он молчал, молчал, а потом: «Раз ответь, другой ответь, с тобой, глупой, хоть век бай!».

В 2011 году на территории Плесецкого сектора Парка была организована совместная экспедиция Кенозерского национального парка и Православного учебного центра «Русские начала» (г. Москва). Целью экспедиции был сбор сведений о традиционных тканях и одежде. Участниками экспедиции была обследована и деревня Майлахта.

В 2018 году студенты кафедры культурологии и религиоведения САФУ имени М.В. Ломоносова собирали материалы для создания культурных карт территории.

Во второй половине 1970-х годов в Кенозерье впервые приезжает Сергей Иванович Смирнов — заслуженный художник России, профессор Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Затем он часто приезжал в деревню Майлахта, подружился с семьёй Клавдии Михайловны Кузнецовой и даже приобрёл себе дом.


Художник Сергей Иванович Смирнов и Клавдия Михайловна Кузнецова. 1970-е гг. Семейный архив М.М. Сидоровой




Деревня Майлахта. Рисунок С.И. Смирнова