eng

Устные традиции


Важной формой проявления нематериального наследия Кенозерья является устная эпическая поэзия, вошедшая в сокровищницу мировой фольклористики. На кенозерской земле с середины XIX в. записано свыше 3000 произведений устного народного творчества. Из них 349 былинных текстов о временах Киевской Руси, о борьбе с половцами и татаро-монголами (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других богатырях-воинах); торговом величии и демократическом укладе Великого Новгорода («Садко», «Василий Буслаевич», «Хотен Блудович») и др.

На территории сохранялись и другие жанры эпической поэзии: ранние исторические песни, баллады, духовные стихи, скоморошины (стихотворные пародии) и др. Исторические песни представлены здесь уникальными сюжетами. Кенозерский вариант текста исторической песни «Авдотья Рязаночка» (время создания – XIV–XV вв.) включен в антологии и своды исторических песен, школьные хрестоматии и популярные издания.

Широко распространены были и баллады «Князь Михайла и рябинка», «Муж жену губил» – одноголосные лиро-эпические песни драматического содержания, которые представляют один из жанров русских эпических песен эпохи средневековья.
Устойчивая традиция сохранения эпоса объясняется тем, что произведения несли в себе идеи и смыслы, выработанные опытом поколений. В них – представления человека о природе, космосе, месте человека в мире, об идеалах мудрости, силы, героизма, добра и зла.

Известны в Кенозерье и малые формы эпоса, включающие сказочный фольклор и устную несказочную прозу (предания, легенды, былички, устные рассказы). Здесь зафиксировано более трехсот сказок: волшебных, бытовых, легендарных, о животных; «небылицы» (фрагменты скоморошьей традиции). В окрестностях Кенозера была записана самая крупная русская сказочница в XX в. — Александра Михайловна Мелехова (более 80 сказок).

Произведения устной несказочной прозы: предания, легенды, поверия раскрывают жизненные ценности человека, связанные с сакральными местами – монастырями, церквами, часовнями, обетными крестами, «святыми» рощами. Былички о кенозерских духах – «хозяевах дома, лесах» и пр. передают особенности духовной культуры территории, сохранившей традицию «двоеверия».