eng

Музейный фонд Парка

С 1991 г. в структуре Парка существует подразделение музейного фонда. Формирование музейного фонда началось за счет значительного количества памятников истории и культуры, сохранившихся в интерьерах действующих часовен на территории Кенозерского национального парка. 

Это были иконы из часовенных иконостасов, подсвечники, другие предметы внутреннего убранства. Среди них значительную часть составляли так называемые «заветы» – предметы, которые верующие приносят и оставляют в часовне в виде вклада или пожертвования тому или иному святому за то, чтобы он выполнил их мольбы об избавлении от болезней и несчастий себя или своих близких. А иногда и в знак благодарности за «услышанную» и исполненную молитву.


Это расписные «небеса», иконостасы, старопечатные книги, предметы этнографии и быта и декоративно-прикладного искусства XIX – начала XX вв., которые представляют собой великолепные образцы материальной и духовной культуры коренного населения.

О комплектовании предметов

Ежегодно в основной фонд музейного собрания Парка поступает около 400 предметов. Большинство поступивших предметов датируется XIX – началом XX вв. Сейчас фонд насчитывает свыше 10000 единиц хранения. Основа музейного собрания – предметы этнографии. В составе этнографических коллекций – бытовая и хозяйственная утварь, одежда, орудия ремесел и промыслов, элементы интерьера жилища и других построек, атрибуты обрядов и верований. В совокупности они отражают своеобразие традиционной культуры коренного населения, проживающего на территории Кенозерского национального парка.


Основными путями пополнения музейного фонда являются полевые исследования (историко-краеведческие, этнографические, фольклористические и археологические экспедиции во все районы Кенозерья) и текущее комплектование (закупка, дарение и др.).

Значительная доля поступлений производится за счет активных контактов Парка с населением. Также с целью пополнения фондов поддерживается связь с архивами, музеями, коллекционерами, мастерами народных промыслов.


Деятельность фондов

Деятельность подразделения музейного фонда Парка ориентирована, прежде всего, на сохранение и реконструкцию историко-культурной среды Кенозерья, возрождение народных промыслов, поддержание традиций. Фондовые коллекции являются объектом исследования в научной деятельности Парка. Цель научно-фондовых исследований – извлечение и освоение исторической информации, заложенной в музейном предмете. Сейчас музейное собрание проходит первую стадию изучения – научное описание. Осуществляется последовательный обзор коллекций.

О коллекциях

Полотенца. Большой интерес представляет коллекция ритуальных полотенец. Это удивительные по красоте, технике исполнения и сюжетам образцы, выполненные руками местных женщин – настоящих мастериц браного ткачества и ручной вышивки. Кенозерские мастерицы владели многими приемами шитья северно-русской вышивки: древним («досельным») двусторонним швом, в котором сочетались всего два цвета – льняная холстина и жарко красная нить узора; широко применялась гладь и стебельчатый шов, а также вышивание в «пялах» по предварительно прореженной ткани (техника – «по выдергу»). В конце XIX в. повсеместно распространённым становится тамбур. 

В Кенозерье ткань накладывали на замороженное окно и на неё переводили карандашом контуры узоров, а затем обводили их тамбурным крючком. 

Вышитое полотенце было не только предметом домашнего обихода, но и являлось частью ритуальной культуры – в Кенозерье была широко распространена традиция использования полотенец в качестве «заветных пелен». Полотенца, украшенные традиционным узором и дополненные вышитым крестом или фигуркой человека, несли в часовню с мольбой о здоровье и благополучии.


Керамика. Не менее интересна коллекция кенозерской керамики – так называемые «карповские» глиняные изделия. Традиционные карповские горшки – черного цвета, часто с орнаментом в виде волнистой линии. На гончарном кругу мастер лепил горшок, производя отделку пальцами и ножом. Сырые горшки выставляли на землю, чтобы те слегка подсохли на солнце. Затем их ставили в печь, где и производился обжиг. После того, как горшок раскалится докрасна, его брали щипцами и окунали в овсяный отвар. Горшок становился чёрным. Волнообразное украшение делали при помощи тонкой льняной бечевы. Глиняная посуда занимала видное место в избе кенозерского крестьянина. Карповцы продавали свои изделия на местных ярмарках. Знаменитые карповские горшки были почти в каждом доме во многих окрестных деревнях. Сегодня в музейном фонде собраны разные виды и формы карповских глиняных изделий – латки (посуда продолговатой формы, используемая для жарения – блины и хлебы пекли в латках; большая глиняная посудина, в которой взбивали масло, замешивали тесто), кашники (глиняная миска для приготовления и хранения каши и молочных продуктов), роговики (глиняный горшок с носиком для вытапливания или взбивания масла – в роговике масло собьем, растопится, и выливаем) и др.


Прялки. Интересная коллекция прялок сосредоточена в собрании Кенозерского национального парка. Кенозерский вид прялок выделен совсем недавно, в 1962-1963 гг., экспедицией Государственного Русского музея.

Изготовление прялок на Кенозере не было промыслом, скорее мелким ремеслом, обслуживающим небольшую округу. Делали прялки повсеместно для своей семьи. Наиболее искусные мастера изготовляли их и на заказ. На Кенозере и по реке Кене жили мастера, которые, будучи плотниками, колесными мастерами, резчиками киотов и иконостасов, делали и прялки.

Своеобразие формы и их декоративного убранства позволили выделить кенозерские прялки в отдельный тип.

Эти прялки относятся к корневым «саморослым». Для них характерна широкая, сильно вытянутая лопаска, плоскость которой спускается почти до основания прялки. Ножка короткая, прочная. Своеобразно и завершение лопаски – верх ее образуют два ската с пятью большими, круглыми, плотно поставленными «городками». Низ лопаски украшен такими же крупными «серьгами».

Почти вся лопасть и совсем коротенькая ножка покрывались трёхгранно-выемчатой резьбой, которая дополнялась росписью: изображениями цветов, ветвей, вазонов, написанных звучно, масляными красками. Для росписи выбирали несколько цветов, чтобы выделить основные композиционные элементы. Подчеркнутые цветом, они приобретают упругость, динамичность, а вся композиция – конструктивность. Таким орнаментом любили украшать в этих местах и сундуки, шкафчики, дуги, тонкие стенки – переборки в избах, выносы кровель. Чаще всего прялка резалась одним мастером, а раскрашивалась другим.


Небеса. Особое место в музейном собрании занимает коллекция расписных «небес». Это потолочные перекрытия молельных залов деревянных кенозерских часовен, расписанные на библейские сюжеты. В составе коллекции 17 комплексов, каждый состоит из радиальных граней от 8 до 16 высотой от 1,5 до 4,5 метров. Кроме того, 4 комплекса сохранились фрагментарно. Некоторые «небеса» были в руинированном состоянии, плохой сохранности. Некоторые сохранились в своем первозданном виде на местах в часовнях.


Реставрация

C момента образования Парка проводится работа по реставрации уникальных памятников. Было отреставрировано и возвращено на свое место «небо» часовни Святого Чудотворца Николая в деревне Вершинино второй половины XIX в., «небо» часовни Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в деревне Зехново XVIII в., «небо» часовни Сошествия Святого Духа в деревне Глазово XIX в. Закончена реставрация «неба» часовни Святой Великомученицы Параскевы Пятницы из деревни Тырышкино XIX в., храмовое и алтарное «небо» Церкви Происхождения Честных Древ Христовых из деревни Филиповская середины XIX в. В 2010 году закончена реставрация уникальных «небес» с клеймами житийного цикла Николы из часовни Святителя Николая в деревне Усть-Поча XVIII в.

Ведется реставрация и других музейных предметов. Прежде всего, тех, которые предполагается в ближайшее время использовать в экспозиционно-выставочной работе, в интерьерах действующих часовен, церквей, крестьянских домов, а также тех, которые находятся в аварийном состоянии и могут погибнуть.


Многие предметы, хранящихся в музейном фонде Парка, требуют постоянных профилактических или реставрационных работ. Реставрация предметов осуществляется в рамках программ «Культура России» и «Культура Русского Севера». Партнерами Парка в этой работе являются специалисты-реставраторы ВХНРЦ им. академика И.Э.  Грабаря, его Архангельского филиала, студенты и преподаватели реставрационных училищ Москвы и Санкт-Петербурга. В рамках этого сотрудничества художники-реставраторы выезжают на территорию Парка для проведения профилактических и противоаварийных работ на предметах из коллекций фонда: произведениях древнерусской живописи, предметах из текстиля, дерева.

Использование фонда

Существующий музейный фонд активно используется в экспозиционно-выставочной, научно-методической и эколого-образовательной деятельности Парка. 


В настоящее время на территории Парка действуют двенадцать музеев и экспозиций, которые подробно раскрывают ценность культурного материального и нематериального наследия («В Начале было Слово…») особенности традиционного природопользования (ЭкоМузей), секреты местных промыслов и ремесел («Гефестово подворье», «Азбука древодела», «Китаврасово подворье», «Осенины на Лекшмозерье»), иллюстрируют традиционный жизненный уклад («Рухлядный амбар») и т.д.