eng

Статья об истории Пертоминского монастыря опубликована в столичном журнале

12.09.2018

В четвёртом номере журнала «Отечественные архивы» опубликована статья, посвящённая истории Пертоминского Спасо-Преображенского мужского монастыря. В статье впервые использованы архивные документы 20-30 годов ХХ века.

Продолжаются исследования наследия Онежского полуострова. В настоящее время Парк готовит экспозицию для будущего Визит-центра в деревне Луда, где будет представлена история поселений Летнего берега Белого моря.
В экспозиции особое место будет отведено Пертоминскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, находившемуся на месте нынешнего посёлка Пертоминск. Для её создания сотрудниками Парка привлекаются данные архивов, при этом некоторые документы используются впервые.
По словам Яны Харитоновой, старшего научного сотрудника Кенозерского национального парка, отдельные страницы дореволюционной истории Пертоминской обители освещались в исследованиях, использовавших исключительно материалы монастырского архива. Вместе с тем целый ряд архивных документов об истории монастыря в первой трети XX в., находящихся в различных фондах Государственного архива Архангельской области, исследователями ещё не привлекался.
Результаты исследований Яны Харитоновой были опубликованы в крупном историческом журнале «Отечественные архивы». Статья «Документы Госархива Архангельской области по истории Спасо-Преображенского Пертоминского монастыря» появилось в четвёртом номере журнала, традиционно посвящённом истории церкви.
В публикации обозначены основные вехи истории и состав архивного фонда монастыря за период его существования (1620–1919 гг.). Впервые использованы документы других архивных фондов Архангельского архива, повествующие о последующем использовании монастырского имущества советским государством.
Так, после официального закрытия монастыря, летом 1920 г. на территории бывшей обители действовала детская трудовая колония. А с весны 1921 г. до лета 1922 г. – исправительно-трудовой лагерь, куда, наряду с уголовниками, ссылали членов так называемых «противосоветских» партий – эсеров, меньшевиков, анархистов. В начале 1930-х гг. на территории монастыря существовала коммуна имени И.В. Сталина, состоявшая из жителей деревень Уна и Луда, а также был организован фильтрационный пункт для спецпереселенцев – раскулаченных, высланных на Север из южных районов страны. Здесь они ожидали «назначения» в один из посёлков – Кега, Лопатка, Конюхово, Сосновка, Кислуха. В последующие годы оставшиеся постройки обители пришли в негодность и были разобраны. В 1940-х гг. на территории монастыря образовался жилой посёлок. В настоящее время от храмового ансамбля обители сохраняются лишь угловые постройки бывшей ограды – три башни и дом, в котором сейчас размещается почта. best CC dumps