eng

Сотрудники Кенозерского парка продолжают собирать информацию об истории деревень Летнего берега Белого моря.

26.03.2018

В начале марта Анжела Забалдина, Яна Харитонова и Юлия Зверева побывали с научной экспедицией в деревне Лопшеньга. Целью экспедиции стал сбор информации для создания экскурсионного маршрута по деревне Лопшеньга.

Вся жизнь жителей Лопшеньги связана с морским промыслом и рыбной ловлей. Об истории деревенских тоней, рыболовецкого промысла и колхоза рассказала заведующая клубом Татьяна Ивановна Серухина
Из пяти тоней в переделах деревни – Никольской, Сийской, Турки, Гнединой и Вороньей, в настоящее время действуют три – Никольская, Турка и Гнедина. Татьяна Ивановна поделилась фотографиями, освещающими историю рыболовецколго колхоза, ловли и переработки рыбы в советский период.

Рыболовецкая бригада. Тоня Никольская в 3 км от д. Лопшеньга. 1970-е гг. Из архива Т.И. Серухиной

 

О зверобойном промысле рассказал Евлампий Иванович Пирожников. До колхозов зверобойка была зимняя, прибрежная и вешняя, более длительная. Охотились на гренландского тюленя, заготавливали шкуры и сало, которые продавали в Архангельск или же запасали для себя. Осенью ловили нерпу, в начале лета ловили белуху. При колхозах бригады отправлялись на зверобойный промысел на ледоколах в горло Белого моря, а позднее — охотились на вертолетах у Зимнего берега. В настоящее время зверобойным промыслом не занимаются.

Евлампий Иванович Пирожников. Фото Юлии Зверевой


О судьбе Лопшеньгской церкви рассказывали Марфа Яковлевна Юдина, Лидия Автономовна Кабылянская и Михаил Петрович Майзеров. В Лопшеньгском приходе находилась одна деревянная церковь с тремя престолами: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, преподобного Кирилла Белозерского и святителя Филиппа Московского.
В 1936 г. последнего Лопшеньгского священника репрессировали, а в 1938 г. по ходатайству колхозников закрыли храм и «срезали колокольню и купола». С этого времени и до 1948 г. в здании церкви располагалась начальная школа. В 1948 г. в храме устроили деревенский клуб – на месте амвона сделали сцену, вместо алтаря появилась гримерная и кабинет завклубом. Здание старой церкви сохранялось до начала 1980-х гг. После постройки современного здания клуба, старый храм разобрали.

Однако местные жители пытались сохранять религиозный уклад и в советское время. В 1940-1960-х гг. несколько жителей Лопшеньги – Василий Осеевич Петров, Егор Иванович Майзеров, Петр Степанович Майзеров, Анна Егоровна Майзерова, собирали всех желающих в своих домах и «вычитывали Пасху».

Икона святых апостолов Иакова, брата Господня, Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, служившая долгое время мостками около рыбного склада.

 В нынешнем Лопшеньгском храме в честь апостолов Петра и Павла находятся несколько икон из разрушенной Введенской церкви. Одна из икон, на которой изображены апостолы Иаков, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, долгое время служила мостками около рыбного склада.
Обширной информацией по краеведению поделились с исследователями учитель истории Лопшеньгской школы Галина Николаевна Петрова. Галина Николаевна рассказала о мастерах культуры, бывавших в Лопшеньге и запечатлевших в своих произведениях красоту северной деревни. Среди них были писатели М.М. Пришвин, С.В. Максимов, Ю.П. Казаков, Г.А. Горышин, В.В. Личутин и художник В.В. Рождественский.
Об истории советского времени родной деревни и истории аэропорта рассказал Александр Васильевич Федотов. С 1960-х гг., когда было открыто воздушное сообщение с Лопшеньгой, пост начальника аэропорта занимали Василий Андреевич Репин, Иван Александрович Федотов, Александр Васильевич Федотов.
Материалы, переданные жителями Лопшеньги, пополнят научный архив Парка и войдут в экспозиции Визит-центров Парка на Онежском полуострове.