eng

Пятеро лекшмозёр и одна «лекшмозерка» покорили Кижские шхеры

07.08.2019

«Юношеская плотницкая школа Кенозерья» приняла участие в «Кижской регате — 2019» и вернулась домой с заслуженным серебром.


Команда и лодка-лекшмозерка на Онежском озере. Фото Евгения Мазилова 

Фестиваль традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата» проводится на острове Кижи уже 21 год. Мастера-лодочники и гребцы съезжаются на праздник со всех концов страны, чтобы стать участниками праздничных гонок и представить свои лодки на суд профессионального жюри.

В этом году команда Кенозерского национального парка впервые приняла участие в «Кижской регате» и сразу добилась значительных результатов. В конкурсе мастеров-лодочников команда заняла второе место, уступив первенство известному карельскому мастеру Сергею Давыдову.



Команда Кенозерского национального парка перед поездкой в Кижи. Фото Евгения Мазилова

«Лодка-лекшмозерка была впервые представлена на конкурсе мастеров в номинации “традиционная народная лодка”. Очень важно, что на наш фестиваль приезжают участники из других регионов и представляют свои традиции. Так мы растём и развиваемся в нашем общем деле сохранения народного судостроения России. Но ещё более важно, что к этому делу причастна наша молодёжь. Кенозерский национальный парк реализует отличный проект, где юные ребята под руководством опытного мастера “шьют” народные лодки. И сегодня, здесь на “Кижской регате”, мы видим результат этой большой работы — лодка-лекшмозерка, которую ребята построили собственными руками», — рассказал Юрий Наумов, ведущий научный сотрудник музея «Кижи», основатель «Кижской регаты».

Мастер Константин Боголепов строил лодку в течение двух недель, а перед этим была проделана большая работа по подготовке материала для строительства. Осенью вместе с участниками проекта «Юношеской плотницкой школы Кенозерья» были заготовлены кокоры-штевни, подготовлены доски для «шитья» бортов и остальной пиломатериал для оснастки лодки. Далее предстояла работа по подготовке самого проекта будущего деревянного судна.



Процесс строительства лодки-лекшмозерки. Фото Евгения Мазилова

«Задача была не из простых, — отметил Евгений Мазилов, главный специалист отдела развития туризма Кенозерского национального парка. — Нужно было построить традиционную лекшмозерскую лодку, которой пользовались здесь до появления моторов. Это мой первый опыт подобной работы. На помощь пришли фотоархивы Кенозерского парка и результаты паспортизации деревень. Я перелопатил множество архивных данных и старых фотографий по теме судостроения Кенозерья и Лекшмозерья. Во многом помогли и сами местные жители. Из рассказов старожилов становилось понятно, какой была местная лодка в прежние времена. Эта предварительная работа помогла разобраться и понять, какую лодку мы начнём делать. Вместе с Константином Александровичем мы обсудили все нюансы будущего проекта лодки и занялись его реализацией».

«Сам я заядлый рыбак, потому и начал шить лодки. Сначала для себя, а потом люди стали обращаться, стал делать и на заказ. В нашем озёрном краю без лодки никак, — рассказал Константин Боголепов, техник Кенозерского парка, лекшмозерский мастер-лодочник. — Я много лодок построил, но в основном плоскодонки, для небольших озёр. Мне было интересно попробовать сделать двухкокорную лодку. Вроде получилось и второе место в конкурсе судостроителей в Кижах это подтвердило».



Юные судостроители Кенозерья. Фото Евгения Мазилова

Четверо лекшмозерских мальчишек ежедневно с утра до позднего вечера помогали мастеру в строительстве — строгали тёс, «сшивали» борта, смолили лодку и сами делали вёсла. Результатом этой совместной работы стала двухкокорная лодка, длиной почти шесть метров, оснащённая двумя парами распашных вёсел и одним кормовым веслом. На такой лодке можно совершать водные прогулки или рыбачить, но сначала юные плотники решили испытать её на соревнованиях по гребле.



Процесс подгонки досок борта. Фото Евгения Мазилова

Кенозерским национальным парком была организована поездка ребят вместе с мастером в Карелию, на самые известные гонки традиционных народных лодок — «Кижская регата». Два дня на острове Кижи не прошли даром. Кроме серебра в конкурсе-лодочников, участники команды Кенозерского парка завоевали серебряную медаль праздничных гонок в номинации «традиционные народные лодки, одна пара вёсел» и заняли шестое место в Большой гонке на 14 километров.

«Нашей “программой максимум” было участие в “Кижской регате”. Откровенно говоря, мы не рассчитывали на призовые места. Это первая поездка ребят на серьёзные соревнования и соперники здесь — опытные гребцы и неоднократные чемпионы. Но парни не испугались ни больших дистанций, ни матерых соперников. Их рвение и жажда победы сделали своё дело! Результат, которым можно гордиться и хороший задел на будущие победы! Ребята молодцы, несмотря на проливные дожди и холодный порывистый ветер, справились с дистанцией и получили колоссальный опыт», — рассказал руководитель кенозерской команды Евгений Мазилов.

Холодная погода мешала не только соревноваться. Штормовое предупреждение от МЧС на Онежском озере поставило под вопрос доставку команды с лодкой на материк. «Своим ходом» в такую погоду выходить было крайне опасно, но на помощь пришла команда дуппель-шлюпа «Якуцкъ» из Петрозаводска. Капитан Александр Скворцов дружелюбно принял лекшмозёр на палубу, а лодку взяли на буксир. Ребятам провели экскурсию по точной копии парусно-гребного судна XVIII века и даже дали порулить.



Константин Боголепов крепит буксировочный трос к Якуцку. Фото Евгения Мазилова

«Это было очень круто! Мы и не мечтали побывать на настоящем паруснике. Штормовая погода, можно сказать, нам в этом помогла. Капитан и его помощник рассказали о парусном вооружении корабля, мы сами помогали при швартовке судна, помогали управляться с парусами. Получилась не просто прогулка, а настоящий поход, где мы были членами экипажа», — поделился впечатлениями Вадим Курмин, участник «Юношеской плотницкой школы Кенозерья».



Работа с парусным вооружением на парусно-гребном судне Якуцкъ. Фото Евгения Мазилова

Слаженная работа юного экипажа позволила оперативно и безопасно высадиться на берег в карельской деревне Сибово, где команду встретили местные жители. Гостеприимная хозяйка Валентина Фёдоровна напоила ребят горячим чаем с малиновым вареньем и вкуснейшими оладьями. И, к слову сказать, она же встретила кенозерскую команду поздним вечером в день приезда на соревнования и разместила на ночлег в своей жарко вытопленной избе.

«Тётя Валя приняла нас, как дорогих гостей. Разрешила спустить нашу новенькую лодку у своего пирса и разместила на ночёвку в своём доме. Она очень переживала, сказала, что будет болеть за нас на соревнованиях, и её внутренняя поддержка помогла нам победить. Огромное спасибо ей за гостеприимство и добродушие!», — рассказал Миша Михнов, участник «Юношеской плотницкой школы Кенозерья».


Участники Большой гонки вокруг острова Кижи — Вадим Курмин и Данила Боголепов. Фото Евгения Мазилова

Участием в «Кижской регате» подведён промежуточный итог работы Кенозерского национального парка в деле сохранения и развития традиционного народного судостроения Русского Севера. Проект «Юношеская школа традиционного плотницкого мастерства Кенозерья» продолжает свою деятельность по привлечению молодёжи к старинному искусству работы топором. Впереди ещё много дел и интересных событий. А новая лодка-лекшмозерка, созданная руками опытного мастера и начинающих плотников, будет бороздить водные просторы на радость гостям и жителям Каргопольского сектора Кенозерского национального парка.



После церемонии награждения. Фото Евгения Мазилова