Государственная организация
Подкормили лосей, установили фотоловушки, понаблюдали за тюленями: зимние заботы юных лесничих
Подкормили лосей, установили фотоловушки, понаблюдали за тюленями: зимние заботы юных лесничих
Сегодня в национальном парке «Кенозерский» деятельность ведут три школьных лесничества: «Лесной патруль» в деревне Морщихинская, «Истоки» в посёлке Поча и «Родничок» в деревне Вершинино. В национальном парке «Онежское Поморье» — школьные лесничества «Лопшеньга» в одноимённой поморской деревне и «Хозяин тайги» в Летней Золотице. В марте сделаны первые шаги на пути создания школьного лесничества в деревне Пурнема.
У каждого школьного лесничества разработан свой план работы и цикл обучающих мероприятий. При этом у каждого из них есть своя специфика. В работе объединений участвуют государственные инспекторы и лесничие Парка, учителя школ и привлечённые специалисты.
«Лесной патруль», д. Морщихинская
Участники школьного лесничества «Лесной патруль» продолжили заниматься биотехническими мероприятиями. Во главе с государственным инспектором Парка Константином Воробьёвым смастерили солонец из природного материала для крупных млекопитающих — лосей. И, конечно же, положили туда соль-лизунец, а вблизи с солонцом расположили ветки осины.
Установка солонца. Фото Евгении Боголеповой
На теоретических занятиях вместе с руководителем школьного лесничества Евгенией Боголеповой обсудили вопросы обезлесения. По мнению ребят, процесс уничтожения лесов может привести к пагубным последствиям. Таким как: температурные перепады, выпадение большего количества осадков, усиление скорости ветров, эрозия почв, увеличение углекислого газа в атмосфере, появление на месте лесов болот и пустынь.
«Истоки», п. Поча
Юные лесничие из Почи продолжили занятия по теме «Раздельный сбор отходов». В конце прошлого года ребята вместе с сотрудниками Пара установили контейнеры для РСО. Поэтому первоочередной задачей стало повторение видов отходов и назначение контейнеров для их сортировки. На практике потренировались в определении видов пластика по маркировке на упаковке. Кстати, нашёлся экспонат для будущего музея упаковки — пакет из плотной бумаги, в который фасовали побелку на заводе в Бакарице в советское время.
В марте ребята тщательно изучили вопрос технологии обработки древесины и побывали в мастерской Михаила Калитина, который давно работает с деревом. Михаил Васильевич показал ребятам свою мастерскую, познакомил с инструментами, которыми пользуется в работе — лобзиком, рубанком, пилой, а также показал старый маленький ручной лобзик, которым его отец делал наличники на дом.
В мастерской Михаила Калитина. Фото Елизаветы Нечаевой-Аникиевой
Под руководством Елизаветы Нечаевой-Аникиевой на практическом занятии повторили тему «Ярусы леса»: определили высоту деревьев с помощью условной мерки, а также описали растения разных ярусов в безлистном состоянии.
«Родничок», д. Вершинино
Кенозерские школьники тщательно готовятся к весенним наблюдениям за птицами. На занятиях ребята изучили основных представителей орнитофауны и научились определять их систематику. О профессии лесничего ребятам рассказал коллега — старший госинспектор в области окружающей среды, лесничий Иван Роймуев.
Встреча с сотрудниками Парка. Фото Марии Подосёновой
«Хозяин тайги», Летняя Золотица
Участники школьного лесничества «Хозяин тайги», вдохновлённые идеей сфотографировать удивительную редкую птицу, повесили кормушки в лесу. Рядом с точками наблюдения установили пару фотоловушек. Фотоловушки — это идеальное средство наблюдения за лесными животными, не нарушая покой птиц и зверей. Надеемся на впечатляющий результат!
Во время прогулок по зимнему лесу пришли к интересному наблюдению: больше всего наследили зайцы и лоси. Следы пребывания этих животных были отмечены и у самой деревни.
На занятиях с руководителем школьного лесничества Марией Каториной ребята научились определить деревья и кустарники не только по внешнему виду, но и по запаху и вкусу: рябину, малину, смородину, черёмуху и берёзу. Не всем и не сразу удалось распознать виды деревьев, но в конечном итоге справились все.
В мартовские праздники в сопровождении лаборанта Виктора Колтового ребята наблюдали за тюленями. У этих ластоногих должны появиться детёныши. Вооружившись подзорной трубой и биноклем, выдвинулись в путь. Прибыли на мыс «Сатанский», установили подзорную трубу и, вглядываясь в белоснежную даль моря, увидели чёрные точки — четыре морских зайца.
Наблюдения за морскими млекопитающими. Фото Марии Каториной
«Лопшеньга», д. Лопшеньга
Одним из интересных занятий в лопшеньгском школьном лесничестве стал День защиты морских млекопитающих. Вместе с руководителем Эльвирой Федотовой ребята изучили, какие киты и другие морские животные находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу России. В завершении экоурока придумали лозунги, с которыми морские животные могли бы выйти в этот день, чтобы привлечь внимание людей к своим проблемам. После чего в классе состоялся пикет морских млекопитающих.
День защиты морских млекопитающих. Фото Эльвиры Федотовой
Первые шаги на пути создания школьного лесничества в д. Пурнема
12 марта для учеников Пурнемской школы стало идейным и насыщенным. Выработать общие задачи в создании школьного объединения и научиться работать в команде ребятам помогла Диана Строганова, заведующая отделом культурно массовых мероприятий Новодвинского культурного центра. После верёвочного курса и прохождения болота с крокодилами, сплочения и заряда на совместную работу сотрудник Парка Надежда Фомина рассказала о главных принципах и специфике работы школьных лесничеств.
Тренинг на командообразование. Фото Дианы Строгановой
Главным событием для защитников природы является Ассамблея школьных лесничеств, которая проходит в Кенозерском национальном парке раз в два года. Кроме того, важной составляющей школьного лесничества является уход за «заповедным уголком». Юные пурнемчане выдвинули сразу три идеи для дальнейшей работы: благоустройство и посадка саженцев плодоносных деревьев на пришкольном участке; строительство беседки для отдыха и смотровой вышки для наблюдения за птицами на угоре за школой; благоустройство, изучение истории и уход за памятным местом у святого родника, где местные жители поставили поклонный крест.