eng

Опыт лодочных мастеров из Карелии поможет Парку в реализации образовательного проекта для детей

23.01.2018

Уже в феврале в Парке начнется работа над новым проектом — «Юношеская школа традиционного плотницкого мастерства Кенозерья». Данная инициатива направлена на сохранение традиций народного судостроения Русского Севера и повышение престижа плотницких профессий через обучение молодежи историческим технологиям деревообработки. Кроме того, она должна помочь и с профессиональным самоопределением школьников из деревень на территории национального парка.

В учебной  мастерской Петрозаводского государственного университета. Фото из архива Парка

Одной из ведущих тем проекта станет исконное ремесло Кенозерья и Лекшмозерья. Планируется, что инициатива сможет привлечь к этой теме и мастеров, и молодежь из исторически сложившихся центров традиционного судостроения — деревни Морщихинской Каргопольского района и деревень Вершинино и Усть-Почи Плесецкого района. 

Кенозерский мастер-лодочник. Фото из архива Парка

В январе группа специалистов Парка, в которую вошли начальник отдела экологического просвещения Александр Порохин, главный специалист по формированию турпродукта на основе традиционной культуры Евгений Мазилов и методист отдела экопросвещения Евгения Боголепова, отправилась в Петрозаводск. Целью стажировки было знакомство с опытом судостроителей Республики Карелии — единственного региона России, в котором в настоящее время идет качественное и масштабное строительство деревянных лодок и кораблей. 

«Первой точкой нашей остановки стала учебная мастерская по традиционному судостроению Кафедры технологического образования Петрозаводского государственного университета, где нам рассказали о работе в данном направлении со студентами и школьниками. С подопечными мастерской встретиться не удалось, но зато мы оценили результаты их работ — чертежи традиционных лодок, шаблоны и детали будущих плавсредств», — рассказал о первых шагах в Петрозаводске Евгений Мазилов.

Следующей точкой программы стало посещение верфи деревянного судостроения «Варяг» — уникального предприятия, специализирующегося на проектировании и постройке деревянных судов различных размеров и назначений. На ней специалистам Парка удалось познакомиться с работой лучших представителей северной школы деревянного судостроения, которые в современных условиях работают над репликами старинных судов.

На верфи «Варяг». Фото из архива Парка
Паровые шкафы для шпангоутов (и шпангоуты) на верфи «Варяг». Фото из архива Парка

«Мы увидели, как копии судов строятся практически в промышленных масштабах. У верфи много клиентов из-за рубежа — заказы к ним поступают из Норвегии, Нидерландов, Италии. Современные технологии в ходе работы используются только для обеспечения надежности и безопасности. Например, применяются медные гвозди-заклепки. Внешне же суда, изготовленные на верфи, практически не отличить от оригиналов давно минувших эпох», — отметил Евгений. 

Строящаяся на верфи шлюпка Российского флота образца 1780 года. Фото из архива Парка

Затем, от масштабных проектов «кенозеры» перешли к частным практикам. Их принял Сергей Лёгкий, мастер из деревни Колежма, что на Карельском берегу Белого моря. Потомок династии беломорских судостроителей рассказал своим гостям о традициях постройки поморских карбасов. 

Беседа с Сергеем Лёгким (в синей шапке). Фото из архива Парка

«Удалось увидеть уже и готовое судно, и карбас, строительство которого только началось. В отличие от предыдущей экскурсии, на почти промышленное предприятие, здесь речь шла уже о более „интимном“ процессе создания новой лодки», — рассказал специалист Парка о своих впечатлениях от встречи с мастером.

Новый карбас Сергея Лёгкого. Фото из архива Парка

Если говорить о разнице подходов к строительству, то, по словам мастера, каждый новый карбас отличается от своего систершипа. Кроме того, Сергей не «выдает» карбас заказчику, пока сам не испытает его в море. 

Карельский помор также поделился с гостями из Архангельска теми традициями судостроения, что передаются в его семье из поколения в поколение. Особенностью «его» карбасов является закругленный кверху борт, который помогает увереннее держать волну, и наличие небольшого киля, который тоже добавляет судну остойчивости. 

Традиционные способы постройки в мастерской Сергея Лёгкого. Фото из архива Парка

«Сергей проявил большой интерес к нашему проекту и предложил научить детей строить поморский карбас „от и до“ — от заготовки кокоры до спуска на воду. И мы будем рады участию в такого мастера в нашей работе», — резюмировал итоги разговора Евгений Мазилов. 

Еще одной отметкой на карте маршрута стал Морской клуб «Полярный Одиссей» — место, откуда начиналось возрождение традиционного судостроения в России. В этом историко-культурном центре специалистам Парка удалось познакомиться с внутренней организацией традиционной народной верфи — небольшого помещения, где шьются лодки, и посетить одноименный музей. 

Последней остановкой в «экспедиции» стал визит в Ресурсный центр развития дополнительного образования Республики Карелия «Ровесник», где за круглым столом совместно с местными экспертами Евгений, Александр и Евгения обсудили особенности организации образовательной проектной деятельности в области судостроения.

«Большую помощь в работе нам оказал Юрий Наумов, опытный мореход, участник множества морских парусных экспедиций, старший научный сотрудник музея-заповедника „Кижи“, который на протяжении 40 лет занимается традициями народного судостроения. Именно благодаря его знакомствам и опыту, нам удалось за столь короткий промежуток времени посетить так много интересующих нас площадок», — отметил Евгений Мазилов.

Евгений Мазилов, Александр Порохин и Юрий Наумов. Фото из архива Парка

Кроме того, Кенозерский национальный парк и участники стажировки благодарят директора ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедние «Кижи» Елену Богданову за помощь в организации поездки.

Если говорить о результатах «экспедиции» в Петрозаводск, то ее участникам удалось составить полное представление о том, что должны в себя включить теоретическая и практическая стороны обучения молодежи плотницкому искусству.

Мастерство кенозерских и лекшмозерских умельцев в области традиционного судостроения исчезает, это может привести к его полной утрате. Уже сегодня в Кенозерском парке остается около десяти мастеров, знающих или помнящих традиции «шитья» местных деревянных лодок. Проект обеспечит передачу знаний от опытных мастеров старшеклассникам. 

Кенозерский мастер-лодочник В.А. Нефёдов. Фото из архива Парка

В ходе обучения школьники познакомятся с историей и принципами плотницкого дела, наследием традиционного деревянного судостроения на Русском Севере, основными приемами работы с деревом, традиционным плотницким инструментом, типами и размерами деревянных лодок, основам навигации и управления деревянным судном и другими необходимыми компетенциями. 

Для осуществления этих планов Парком будут закуплены строительные материалы и плотницкие инструменты, а в Морщихинской, на берегу Лекшмозера, будет возведен и оборудован ангар, который станет рабочей площадкой для мастеров-учителей и школьников-учеников.

Планируется, что успешный опыт реализации проекта на территории Кенозерского национального парка в будущем можно будет перенести и на деревни вблизи границ национального парка «Онежское Поморье». Там возрождать будут уже традиционное карбасостроение.