eng

Не стало Дмитрия Александровича Соколова

16.04.2020

Он был, наверное, первым, о ком я услышала, приехав в только что созданный Кенозерский национальный парк, в Каргопольский сектор.


Журналист С. Семенова и Д. Соколов, фото из архива Парка

Это было 29 лет назад. Тогда Дмитрий Александрович со своими коллегами реставрировали деревянную церковь Александра Свирского XIX в. на Хижгоре. Представьте, высота Хижгоры – 217 м, а на самой вершине – храм. И нет никакой возможности трактором затащить лес, другие строительные материалы на эту вершину. Все делалось вручную, с помощью лебедки, тросов, веревок лес поднимали по крутому склону. И церковь отреставрировали! Да, через много лет уже Парком были выполнены работы по ремонту кровли и звонницы, также как и капитальный ремонт моста через протоку на озерно-канальной системе. Но он и остался таким, каким его когда-то сделал Дмитрий Александрович со своими подвижниками. И обустроенное древнее кладбище на Плакиде и на склоне Хижгоры – это тоже их рук дело. Тогда мы достаточно часто общались в его доме в деревне Гужово, он много рассказывал о легендарном Василии Макаровиче Солодягине, и потом, в Плесецком секторе Парка, на Кенозере, в красивейшей деревне Глазово. В 1998 г. я предложила Дмитрию Александровичу поучаствовать в реставрации часовни Сошествия Святого Духа XVIII в. вместе с норвежскими мастерами. Она – один из наиболее ярких памятников деревянного зодчества Кенозерья, и заметно выделяется среди множества других своими усложненными и развитыми формами. На этой часовне была наиболее сложная ситуация по сравнению с Никольской часовней XVIII в. в д. Вершинино и часовней Иоанна Богослова XVIII в. в д. Зехнова: просадка и наклон сруба; разрушение нижних венцов и повреждение венцов в уровне повала; аварийное состояние каркасной звонницы. Это ограничивало степень использования технологии лифтинга для переборки сруба, но эффект был достигнут при устранении значительного наклона памятника. Активное противопоставление почти сливаемых воедино форм, когда звонница буквально «прорастает» сквозь основной объем часовни, Д.А. Соколов охарактеризовал словами «негармоничная гармония». Красиво. В 1999 г. часовня была освящена.

Таинственный мир часовни, фото Н. Кулебякина


Мы не виделись много лет, я не разделяла его взгляды на многие исторические события, у нас были разные оценки происходящего, но сейчас это ровным счетом ничего не значит. Дмитрий Александрович Соколов навсегда вошел в историю Кенозерского национального парка, память о нем сохранится и в спасенных памятниках, и в наших сердцах.

Елена Шатковская, директор