eng

Какой ценой досталась Победа: история Владимира Сергеевича Губина

03.05.2020

Из деревни Вершинино ушло на фронт 36 человек. Домой с войны вернулось 17, на полях сражений осталось 19 человек. Вернулся с войны и Владимир Сергеевич Губин.

Губин Владимир Сергеевич с племянниками, 1947 год

Владимир Сергеевич был призван в Красную Армию в 1940 году и направлен для прохождения обучения на Соловецкие острова в Учебном отряде Северного флота, образованном в декабре 1939 года. Он был в первых наборах Учебного отряда, где готовили пулеметчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов и специалистов других морских специальностей.
С началом войны воспитанники отряда после обучения направлялись для участия в обороне Заполярья. Володя попал в 118 авиаполк Военно-воздушных сил Северного флота. 

На начало войны ВВС Северного флота состояли всего из четырёх частей с 116 боевыми самолетами, в числе которых был 118 разведывательный авиаполк. В октябре 1942 года был сформирован 24 минно-торпедный полк, в который вошла 3 эскадрилья, сформированная из экипажей 118 разведывательного полка, в котором и служил Владимир Губин.

Учебный отряд Сев. Флота. Губин Владимир Сергеевич (справа).От Губина А.В.

В начале войны 118 отдельный разведывательный авиационный полк был основной авиационной разведывательной частью Северного флота, в его составе в июне 1941 года имелось 37 летающих лодок МБР-2 и семь гидросамолетов ГСТ. Летающие лодки базировались на гидроаэродроме в губе Грязная Кольского залива. 

Сами лётчики и техники называли МБР-2 амбарчиком, иногда коровой. «Амбарчик» был деревянным самолётом и для посадки на воду его требовалось просушить — техники в водозащитном обмундировании выталкивали гидросамолёт на сушу, где на берегу уже разводились костры, на кострах прогревали песок, мешками с которым затем обкладывался корпус летающей лодки. Для просушки корпуса МБР-2 требовалось несколько часов, после чего гидросамолет снова был готов к вылету.

Со временем 3 эскадрилья полка укомплектовывалась новыми советскими самолётами и ленд-лизовскими самолетами типа «Хемпден». Создание этого авиаполка позволило уже в 1942 году увеличить количество вылетов для нарушения морских сообщений противника.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные при этом мужество и героизм 10 авиаполков ВВС Северного флота стали Краснознамёнными, в том числе и 118 морской разведывательный авиационный полк.

Затем в боевой биографии Владимира Сергеевича Губина был 125 полк Морской пехоты Северного Флота. 

Для действий на суше в 1941 Северный флот сформировал особую бригаду и два полка морской пехоты. В подготовке морского десанта входили учебные высадки на необорудованное побережье, многокилометровые марши в условиях сильнопересеченной местности, ночёвки в тундре в зимних условиях. Особенно напряжённо боевая подготовка проводилась в период подготовки к прорыву обороны противника. Так, марш-броски совершались с полной выкладкой по три–четыре раза за ночь, осуществлялись десятикилометровые переходы со «штурмом» скалистых сопок с боевой стрельбой, преодолением завалов и заграждений, блокировкой ДОТов и ДЗОТов. Разведчики учились ориентироваться в горной местности днём и ночью, умело маскироваться, изучать повадки врага, засекать время смены постов. Их обучали отлично стрелять, владеть ножом в рукопашном бою, переправляться через водные преграды.

Морская пехота, действуя в составе десантов, высаживаемых во фланг и тыл противнику, во многом способствовала срыву наступления 19 немецкого горно-егерского корпуса «Норвегия» на правом стратегическом фланге советско-германского фронта, в ходе Мурманской наступательной операции помогла сорвать готовящееся наступление противника на Мурманск. Установившаяся здесь линия фронта оставалась стабильной до конца войны. 

В домашнем семейном архиве Владимира Сергеевича Губина есть наградной документ за боевые действия на островах Сюмусю (Шумшу) и Парамушир из группы Курильских островов. За строчками документа ещё одна военная страница истории страны — Курильская десантная операция 1945 года — операция 2 Дальневосточного фронта и сил Тихоокеанского, проведённая 18 августа — 2 сентября в ходе Советско-японской войны 1945 года с целью овладения Курильскими островами.



Грамота Губина Владимира Сергеевича


Замыслом операции было внезапно высадить морской десант на северо-западе острова Шумшу, нанести главный удар в направлении военно-морской базы Катаока, овладеть островом и, используя его в качестве плацдарма, очистить от противника острова Парамушир, Онекотан и другие. 

Самый северный остров архипелага Шумшу был хорошо укреплённым. Протяженность подземных инженерных сооружений противодесантной обороны составляла 3–4 км, на острове насчитывалось 34 бетонных артиллерийских дота и 24 дзота, 310 закрытых пулемётных точек, многочисленные подземные укрытия войск и военного имущества глубиной до 50 метров. Оборонительные сооружения были соединены ходами сообщения в единую оборонительную систему. Гарнизон Шушму составлял 8500 человек, свыше 100 орудий всех систем, 80 танков. Все военные объекты были замаскированы, имелось большое количество ложных укреплений. 

Силы десанта формировались из 101 стрелковой дивизии Камчатского оборонительного района, в состав которой входил и батальон морской пехоты. Десант был сведён в передовой отряд и два эшелона главных сил, всего — 8824 человека, 205 орудий и миномётов, 60 кораблей и судов. 

18 августа операция началась с обстрела противника береговой батареей с мыса Лопатка. В 4 часа 22 минуты началась высадка передового отряда десанта, в том числе батальона морской пехоты, пулемётной и миномётной роты, роты автоматчиков и противотанковых ружей. Всего в передовом отряде было 1363 человека. 

Дно в районе высадки оказалось с крупными подводными камнями. Перегруженные десантные суда останавливались далеко от берега и десантники с тяжёлым снаряжением вынуждены были добираться до берега частично вплавь при океанском прибое.

Противник, обнаружив десант, открыл по нему сильный артиллерийский огонь с батарей с мысов Кокутан-Саки и Котомари-Саки.

К 9 часам 18 августа высадка первого эшелона основных сил десанта была завершена, десантом захвачены две высоты, господствующие над местностью.

После полудня японцы начали решающие атаки, бросив в них танки. С большими потерями они продвинулись, но не смогли сбросить десант в море. Бой был очень ожесточённым, дойдя до рукопашных. Многие позиции и сопки несколько раз переходили от японцев к советским частям и обратно. В этом бою обе стороны понесли большую часть потерь. Основная часть танков (40 из 60) были уничтожены гранатами и огнём противотанковых ружей. 

В 18 часов части десанта перешли в решительную атаку на господствующую высоту при поддержке огня всех корабельных орудий. Бой вновь принял крайне жестокий характер, с боями врукопашную, но к 20 часам советские части окончательно отбросили японские войска с высоты и плотно закрепились на ней. 

Второй эшелон десанта высадили к вечеру, и ночью был построен временный причал для приёма новых кораблей с орудиями и боеприпасами. С наступлением темноты бой продолжался, причём основная ставка была сделана на действия усиленных штурмовых групп. 

День 18 августа стал самым яростным днём операции. Обе стороны понесли большие потери. Советские войска потеряли около 400 убитыми, 123 пропавшими без вести (в основном утонувшими при высадке), 716 ранеными. Всего было взято в плен до 60 000 солдат и офицеров, захвачено свыше 300 орудий и миномётов, 60 танков, около 1000 пулеметов. 

Из числа участников высадки на Шумшу награждены орденами и медалями более 3000 человек. За отвагу и мужество Владимир Сергеевич Губин был награждён медалью «За победу над Японией».


До мобилизации в 1947 году Владимир Сергеевич служил на единственном на тот момент крейсере Тихоокеанского флота «Калинин», имевшем на вооружении артиллерию МК-3-180 (900 снарядов), зенитную артиллерию, 50 глубинных бомб, два трёхтрубных торпедных аппарата 1-Н, 164 мины. В 1946 по итогам года «Калинин» занял первое место на Тихоокеанском флоте, завоевав четыре флотских приза. 

Вернулся в родную деревню Владимир Сергеевич в 1947 году. Смотришь на фотографию того далекого года и думаешь, неужели этот скромный молодой человек в матросской форме прошёл весь этот большой боевой путь, участвовал в таких сложных боевых операциях, награждён медалями за защиту Отечества. 

После войны Владимир Сергеевич работал в школе — преподавал географию, черчение, рисование, физкультуру. В душевные минуты брал в руки гитару, пел военные песни. Его любили ученики. Они вспоминают своего учителя с большим уважением. 

Листая документы, вчитываясь в строчки уже пожелтевших военных документов, понимаешь, какой ценой досталась нашему народу Победа и как важно хранить об этом память и передавать следующим поколениям чувство гордости на подвиг наших дедов и ответственности за мир.