eng

Церковь во имя преподобного Александра Свирского Чудотворца на Хижгоре, 1871 г.

Хижгора – высокая, поросшая лесом гора на северном берегу Масельгского озера, между деревнями Гужёво и Масельга. С вершины горы открывается вид на всю округу с бескрайними лесами и озёрами. В 1824 году по указанию духовных властей на горе уничтожили старообрядческую часовню – «крест, обрубленный на манер часовни» (1). Всё имущество и пожертвования богомольцев староста разобранной часовни Василий Дмитриев передал в Петропавловскую церковь Лекшмозерского прихода. Чуть позже часовню на Хижгоре отстроили заново.


В 1861 году крестьяне деревень Гужёво и Масельга заявили в Олонецкую духовную консисторию о намерении построить на Хижгоре церковь во имя Иверской Богоматери, на месте, «где находится ныне животворящий крест, предками их водруженный и всеми чтимый». Разрешение было получено, и в 1866 году строительство храма было завершено. Гражданский инженер Макаров, осуществлявший технический надзор за производством работ, нашёл, что подрядчик Шилов допустил много отступлений от проекта, утверждённого губернским Строительным комитетом. Он писал в рапорте начальству, что вместо одной главы на церкви устроено пять; вместо внутреннего крыльца сделано наружное; проектируемые венецианские окна Шилов заменил четырьмя одинаковыми проёмами с прямоугольными рамами; вместо размещения колоколов во фронтоне притвора возведена колокольня. Однако в конце рапорта инженер сделал неожиданное заключение: «но такие отступления от проекта почти не исказили вида церкви» (2). Неизвестно, почему храм, возводившийся во имя Иверской Богоматери, 24 марта 1871 года был освящён в честь преподобного Александра Свирского (3).


Продольно-осевая композиция церкви включает пятистенный алтарный прируб, пятиглавый храм и квадратный в плане притвор с колокольней. Двухсветный четверик храма покрыт вальмовой крышей и увенчан пятью небольшими главами на конических гранёных барабанах. Главы широко поставлены на крыше, что характерно для каргопольской архитектуры. Алтарь перекрыт пятискатной крышей и увенчан высокой главой с крестом. Громоздкий четверик притвора равен по высоте церковному, но уже его. Колокольня над притвором состоит из двух уменьшающихся по объёму восьмериков. Верхний восьмерик прорезан арками звона и перекрыт гранёным куполом, увенчанным фигурным шпилем с крестом на вершине. Крупные объёмы притвора с колокольней явно доминируют в облике храма. Стены алтарного прируба и ярусов колокольни обшиты тёсом. Углы всех объёмов подчёркнуты вертикальной обшивкой в виде лопаток. На северном и южном фасадах храмового четверика по четыре окна, расположенных в два яруса. Окна обрамлены простыми наличниками. Два таких же окна в алтарной части. Фасады церкви завершены гладким фризом. Карниз, проходящий под свесом кровель, украшен накладными «сухариками» и ромбами. Шпиль колокольни также имеет накладные резные элементы. Кроме того, на карнизе сохранились следы охристой и зелёной окраски. Обширный и светлый храмовый зал церкви обшит тёсом. Восточная стена закрыта рамой нового трёхъярусного иконостаса.


Церковь во имя преподобного Александра Свирского Чудотворца на Хижгоре была приписана к Лекшмозерскому приходу, и только в первые революционные годы при ней возник самостоятельный приход. В тридцатые годы ХХ века храм закрыли (4). В 1987–2006 годах на памятнике проводились восстановительные работы под руководством архитектора Д. А. Соколова.


В 2016 году специалистами строительно-реставрационной компании «Модуль-Р» на основании подготовленного этой организацией проекта на кровле деревянной церкви во имя преподобного Александра Свирского Чудотворца на Хижгоре выполнены противоаварийные работы.


Размеры в плане: общая длина 17,5 м; ширина основного сруба 8,5 м.


1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 33а/102, л. 8 – 8 об., 1824–1825 гг. 
2 НАРК. Ф. 2, оп. 50, д. 4/35, л. 1–70, 1861–1867 гг.
3 НАРК. Ф. 25, оп. 12, д. 36/48, л. 3–5, 1871–1872 гг.
4 Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с. 135.


Литература: 
Гунн Г. П. Каргопольский озёрный край. М., 1984, с. 58–59, 62.
Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с. 134–135.
Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Л., 1982, с. 69–70.

Похожие разделы