eng

Часовня во имя Трех Святителей Вселенских, кон. XVIII — нач. XIX века

Деревня Немята (Немятая) расположена на западном берегу озера Долгое, в двух километрах по воде от деревни Вершинино. К середине XIX века селение состояло из тринадцати дворов, в которых проживало сто восемь человек. При нём имелись две часовни, построенные задолго до 1846 года (1). Одна из них была посвящена святым мученикам Кирику и Иулите и до наших дней не сохранилась. Вторая, названная в честь Трёх Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста – стоит в поле, недалеко от исчезающей деревни Немята.

В основе плановой композиции нынешней постройки – первоначальная часовня, возможно, традиционно состоявшая из клети с западной папертью под общей крышей. Существующий облик здания сложился на рубеже XIX–ХХ веков. В этот период часовню перестроили с целью расширения. Сначала в молитвенном помещении устроили высокий каркасный потолок-«небо», чуть позже разобрали стену, смежную с папертью. С западной стороны пристроили новый широкий притвор, на который поставили шестигранную звонницу. Прорубили по два больших окна на северной и южной стенах. Прямоугольный в плане объём часовни внутри и снаружи обшили профилированным тёсом и перекрыли двухскатной тесовой крышей. Конёк крыши был увенчан луковичной главой на тонкой шейке. На главе, обитой городчатым лемехом, установили высокий крест. Углы здания выделили вертикальной обшивкой в виде лопаток, декорированных филёнкам. Цоколь обшили тёсом горизонтально и выделили на фасадах отливными досками. Вход в здание устроили с северной стороны паперти. Из паперти начиналась двухмаршевая лестница на звонницу. В эти же годы фасады часовни покрасили. На подшивке свесов кровли сохранились следы красной, синей и зелёной краски.

К концу восьмидесятых годов ХХ века памятник заметно обветшал и стал разрушаться.

В 1989 году часовню обмерили специалисты Института «Спецпроектреставрация» под руководством Л. А. Ткаченко. В 1985-1986 годах силами студенческого строительного отряда Архангельского государственного педагогического института были проведены консервационные работы на памятнике. Часовню перекрыли новой кровлей, починили обшивку стен. Звонницу перекрыли шатром и установили высокий крест. Над коньком крыши установили главку на тонкой шейке.

Размеры в плане 10*5 м, высота до конька крыши – 5,5 м.

Расписное «небо» часовни Трёх Святителей Вселенских в деревне Немята

Время создания: конец XIX века.
16-гранное «небо» с изображением апостолов, евангелистов, трёх святителей и праздников.
Сохранилось полностью, за исключением угловой грани.
Дерево, паволока, смешанная техника (темпера, масло), позолота.
Размер четверика «в свету»: 493 Х 505 см.


«Небо» часовни Трёх Святителей, написанное на шестнадцати радиальных гранях, – одно из самых сложных по программе и иконографии на всей территории Русского Севера. В центре – изображение Вседержителя. Пространство каждой грани по вертикали неравномерно поделено между тремя композициями, благодаря чему на «небе» складываются три сюжетных круга. Вокруг центрального клейма – традиционный сонм херувимов. Ниже широкий живописный пояс с изображениями ростовых фигур: трёх святителей, двенадцати апостолов, композиции «Воскресение Христово». И последний – круг двунадесятых праздников и ряда сюжетов Богородичного цикла и страстей Христовых. В часовне был двухъярусный иконостас, который, по-видимому, состоял из местного и деисусного чинов. Иконы его не сохранились. Праздничный чин «неба» воспринимается как смысловое продолжение иконостаса. Образ «Воскресение Христово» встречается в венчающей части русских иконостасов ХIХ века. В Немяте этот сюжет также помещён на той радиальной грани «неба», которая возвышается над центром часовенного иконостаса.

Посвящение деревенского храма трём святителям послужило основанием для введения в структуру росписи образов святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Иоанна Богослова. Изображать покровителей часовни на «небе» становится традицией и «привилегией» Кенозерья.

Создание комплекса можно отнести к концу ХIХ века. В основе живописи – традиции поздней классики, искавшей образцы в античном искусстве, эпохе Возрождения. Можно отметить хороший профессиональный рисунок, построенный на знании академических образцов. Правда, художник, работавший в Немяте, не всегда справляется с пропорциями и соотношением фигур. Отсутствуют историко-культурные или этнографические северные реалии, что отличает, например, творчество местного иконописца Фёдора Иока. Необычный золотой фон, не свойственный палитре «небес», придаёт росписи в Немяте своеобразный ореол значимости и парадности. В живописи нет налёта провинциального искусства. «Небо» является одним из выразительных примеров русской неоклассики.

Можно упомянуть ещё два кенозерских «неба» конца ХIХ – начала ХХ века, близких друг другу по иконографии и стилю: в часовнях Введения Богоматери во храм в Рыжкове и Рождества Иоанна Предтечи в Тамбич-Лахте. «Небо» в Немяте и другие росписи классицистического направления, скорее всего, были заказаны приезжим мастерам (или артели), длительное время работавшим в этом регионе.

В ХIХ веке на Север в большом количестве поступали иконы из других районов России. Кроме этого, живописцы из соседних губерний, главным образом Владимирской, приезжали на Север для выполнения иконописных работ. Можно только предполагать, где учился мастер, написавший «небо» в Немяте. Он явно изучал законы перспективы, анатомию, знаком с античными образцами. В конце ХIХ века эти задачи ставили перед своими учениками несколько художественных школ России. Такими навыками, в частности, обладали выпускники рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художеств в Санкт – Петербурге. Знаменитая Холуйская иконописная школа (позже Холуйские учебные иконописные мастерские) также имела целью возрождение древнерусской иконописи на академической основе. В ней преподавали выпускники Академии художеств: с 1892 года – Н. Н. Харламов (1863–1935), а с 1901 года – Е. А. Зарин (1870–1921?). Из Академии художеств в Холуйскую школу направляли гипсовые скульптуры, литературу, гравюры, использовавшиеся в учебном процессе. Выпускники владели как живописным мастерством, так и академическим рисунком. Для них считалось необходимым умение не только писать иконы, но и расписывать храмы. Окончившие школу занимались иконописью и стенописью во многих уездах России и даже за рубежом.


1. НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 38 / 886, л. 253, 258 об.


Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 252–269.

Похожие разделы