eng

Часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра, 1805 г.

Деревня Семёново (Семёнова) расположена в десяти километрах от деревни Вершинино, на безлесном мысе южного берега Кенозера. На краю жилой застройки, на возвышении, поставлена часовня. Культовая и общественная значимость часовенного места обозначена группой хвойных деревьев.


    Семёновские крестьяне самовольно построили часовню между 1801 и 1804 годами, не спрашивая на то разрешения Олонецкого архиерея (1). Часовня, построенная в виде крупного амбара, представляет собой прямоугольный, рубленный «в обло» объём на подклете. Залобник и предмостье, устроенные на выпусках брёвен крыши и подклета, образуют с запада широкую крытую паперть, ограждённую парапетом из плоских балясин и резными стойками, на которые опирается вынос крыши. Сруб перекрыт двухскатной дощатой крышей самцово-слеговой конструкции. Крест и глава, первоначально венчавшие часовню, не сохранились. Два небольших окна симметрично расположены на боковых фасадах. С севера на паперть ведёт рубленное «в лапу» крыльцо, крытое односкатным навесом. Его поддерживают резные стойки, которые являются выдающимся образцом мастерства местных плотников. Стойки своеобразной скульптурной формы с объёмной резьбой, мотивы которой можно встретить в деревянных постройках и домашней утвари Карелии и Каргополья, выполнены плотницким инструментом в свободной манере.

В 1912 году часовню отремонтировали, стены обшили тёсом внутри и снаружи. Гладкая тесовая обшивка фасадов связала клеть молитвенного помещения и паперть в единый объём. Подшивка карнизов, декорированная накладными «сухариками», сохранила следы полихромной окраски. Окна поверх обшивки обрамлены рамочными наличниками. Над окнами устроены отливы в виде полочек. Стены в интерьере обшиты широким гладким тёсом. Плоский, набранный из полуплах потолок расписан в виде филёнки с изображением солярной розетки. Подпись мастера, сохранившаяся на подшивке карниза, гласит: «1912й года. 21го мая. К. Федоръ. Никифоровъ» (эта же фамилия присутствует на фасаде Никольской часовни в деревне Бухалово в записи о ремонте, произведённом годом позже). 

Впервые часовня обмеряна и описана архитектором Е. Л. Старокадомской, составившей в 1974 году научный паспорт объекта (2). В 1988 году специалисты Института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора Л. А. Ткаченко произвели натурное обследование часовни. Ими были обнаружены следы примыкания первоначального крыльца с северной стороны паперти, а также следы куриц, поддерживавших потоки кровли. В ходе реставрационных работ, последовавших в 1989 году, первоначальная паперть часовни с резными столбами была освобождена от обшивки и раскрыта. Существовавшее с запада крыльцо перенесли на северную сторону паперти, на первоначальное место. Заменили окладной венец и кровлю памятника. На крыше были установлены глава и крест, позже снесённые ураганом (3). 

Размеры в плане: 4,5*7,3 м; высота до главки 5 м. 

Иконостас в часовне во имя святых мучеников Флора и Лавра деревни Семёново 

В июне 2014 года из часовни святых мучеников Флора и Лавра, расположенной в центре кенозерской деревни Семёново, были похищены 29 икон из уникального трехъярусного иконостаса, созданного в XIX веке. 

Часовня была построена семеновскими крестьянами между 1801 и 1804 годами. Тогда же началось формирование трёхъярусного каркасного иконостаса с заворотами на северную и южную стены. Большая часть икон, написанных в начале XIX века для местного первого ряда, не сохранилась. Второй, деисусный, чин иконостаса был создан в начале XIX века иконописцами – старообрядцами Олонецкой губернии. В середине – второй половине XIX века сложился необычный по иконографии третий ряд. Большинство составляющих его икон, а также похищенная икона Богоматери «Тихвинская» из местного чина представляли собой единый стилистический комплекс. В состав третьего ряда входили небольшие иконы: поясной Деисус, святитель Николай Чудотворец, различные образы Богоматери – Владимирская, Тихвинская, Ахтырская, Казанская, Знамение, Троеручица, Обет Страждущих, Умягчение Злых Сердец, которые, предположительно, были написаны иконописцами Владимирской губернии. Так же в третьем ряду иконостаса находилось 3 иконы середины XIX века с изображениями Зосимы и Савватия Соловецких, Макария Унженского и Никодима Кожеезерского, Великомучениц Евдокии и Анастасии, стилистические особенности которых позволяют приписать их руке онежского живописца Павла Григорьева Максимова. 

В 1989 году учащимися Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова (с 1992 года – Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К. Рериха) под руководством И.В. Ярыгиной была проведена консервация всех икон, находившихся в часовне мучеников Флора и Лавра. К моменту кражи иконы имели удовлетворительное состояние сохранности. 

Всего из часовни мучеников Флора и Лавра было похищено 29 икон, злоумышленниками, к счастью для заповедной территории, были оставлены 8 икон, находившихся в третьем ярусе. 

По мнению искусствоведов и историков, похищенные иконы имеют высокую историко-культурную ценность, т.к. являлись частью последнего иконостасного часовенного комплекса на Русском Севере, который был введен в научный оборот. Часть икон была написана старообрядческими артелями в начале XIX века, три иконы принадлежали кисти известного онежского иконописца Максимова Павла Григорьева (1800 – после 1855), запрестольная выносная икона «Николай Угодник» и «Знамение» была создана, предположительно, в XVIII веке. 

Эта кража стала настоящим потрясением, не оставила равнодушными никого из жителей и друзей Кенозерья. К сожалению, реалии современного мира таковы, что святыни, созданные в XIX веке и бережно сохраненные местными жителями в XX веке, в нынешнем столетии стали предметами торга. 

В январе 2016 года 17 похищенных икон вернулись на кенозерскую землю. 

1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 4 / 15, л. 3 – 3 об., 1805 г. 
2 НА ФГУ НП «Кенозерский». Ф. 1, оп. 1, д. 23.
3 НА ФГУ НП «Кенозерский». Ф. 1, оп. 1, д. 74. Научно-реставрационный отчёт.1989 г.

Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 298-310.

 

Похожие разделы