Часовня во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1846 г. (д. Зехнова)

21.04.2017

Часовня во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1846 г. (д. Зехнова)

Зехнова (Зихнова, Зехново), одна из наиболее крупных и древних кенозерских деревень, расположена на широком мысе в юго-восточной части побережья Кенозера. К середине XIX века в селении насчитывалось шестнадцать дворов. Чуть в стороне от порядка домов, на склоне высокого холма с языческой рощей, стояла часовня Иоанна Богослова, построенная задолго до 1846 года (1).

Часовня была приписана к церквям Кенозерского прихода, находившимся в четырнадцати километрах от Зехновой, а в 1890 году перешла в ведение вновь образованного Ряпусовского прихода, храм которого располагался в четырёх километрах от деревни (2).

Характерная для Кенозерья схема сельской часовни – клеть и открытая паперть под общей двухскатной крышей – в зехновской часовне получила дальнейшее развитие. Здесь паперть, устроенная на консольных выпусках высокого подклета, окружает сруб клети с трёх сторон: с запада, севера и юга. При этом крыша над зданием остаётся общей для всей постройки за счёт удлинения скатов кровли, прикрывающих боковые паперти. На паперть ведёт одномаршевое крыльцо. Подклет здания диагонально расширяется кверху, а скаты крыши спускаются вниз, на резные стойки, стоящие по периметру паперти. Эти встречные диагонали образуют ромбовидные силуэты торцевых фасадов компактного объёма часовни. Между стойками паперти сделано ограждение из плоских балясин. Над коньком крыши установлена глава с высоким крестом, обитая городчатым лемехом. С запада, над залобником паперти, выступая за плоскость фронтона, нависает рубленная «в лапу» восьмигранная звонница. Благодаря этому приёму звонница над зданием видна целиком даже с близкого расстояния. Вероятно, плотники, строившие звонницу, учитывали особенности зрительного восприятия. Поверх пологой кровли звонницу венчает узкий невысокий шатёр с крестом наверху. Сочетание массивных глухих горизонталей срубов, диагоналей подклета и крыши с тонкими вертикалями стоек паперти и звонницы, шейки главы и крестов создаёт эффект лёгкости и прозрачности постройки, возвышающейся на холме над озером и деревней.

Для архитектурной композиции часовни характерна лёгкая, едва заметная глазу асимметрия в расположении и размерах деталей: разная ширина паперти, опоясывающей клеть молитвенного помещения, сдвиг входных дверей и крыльца от продольной оси здания, стойки паперти, расставленные на разных расстояниях, и т. п.

В молитвенном помещении устроено каркасное перекрытие «небом» и установлен иконостас.

В 1982 году на памятнике проведены консервационные работы, осуществлённые студенческим строительным отрядом «Атеист» под руководством архитекторов В. М. Лопатько и Н. Н. Уткина. В ходе работ полностью заменена кровля часовни, разрушенные элементы сруба звонницы и её завершения, зашиты досками проёмы между перекрытием молитвенного помещения и кровлей. В 1991 году архитектором Института «Спецпроектреставрация» В.Э. Яндовским был выполнен эскизный проект реставрации часовни. В 1997-1998 годах в рамках российско-норвежского сотрудничества бригадой из кенозерских, архангельских и норвежских плотников на часовне выполнены реставрационные работы. Часовню подняли на два венца. Кровельные конструкции и кровлю воссоздали на первый строительный период с устройством по курицам и потокам. Торцы слег крыши закрыли резными причелинами. Было воссоздано ограждение паперти между стойками. Перебрали сруб звонницы с заменой сгнивших элементов. К западной паперти пристроили рубленое, крытое навесом, крыльцо. Новая глава часовни на широком барабане, сменившая старую на трогательно тонкой шейке, изменила архитектурный облик памятника.

Размеры в плане: 6,6 м*6,3 м, высота до конька крыши около 5 м, до крыши звонницы – 7,3 м, с крестом – 9,3 м.

Расписное «небо» в часовне во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова деревни Зехнова

Время создания: конец XVIII века.

12-гранное «небо» с изображением архангелов, евангелистов и композиции «Распятие». Сохранилось в полном составе.

Дерево, левкас, темпера, позолота.

Размер четверика «в свету»: 424X360 см.

«Небо» этой часовни – самое древнее в Кенозерье. Здесь представлена наиболее распространенная на реке Онеге программа росписи, включающая Распятие (на восточной грани), евангелистов (на четырех гранях, направленных к углам перекрываемого объема) и семь фигур архангелов. Порядок расположения граней в часовне деревни Зехнова, скорее всего, был нарушен во время одного из ремонтов часовни, в результате чего движение святых на «небе» направлено к западной стене, а не к восточной, как положено.

Иконописец, создавший «небо» в Зехновой, обладает характерной манерой живописи. Благодаря этому к его творчеству можно отнести «небеса» часовни Макария Желтоводского в Федоровской (3), алтаря Георгиевской церкви в деревни Федоровская на Порженском озере, а также деисусный чин в иконостасе деревни Семеново. Скорее всего, он был родом из Олонецкой губернии.

Иконы в часовне во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова деревни Зехнова

В часовне имеется двухъярусный иконостас. К сожалению, сохранилась лишь половина икон данного комплекса. Храмовый образ часовни – «Апостол Андрей Первозванный и апостол и евангелист Иоанн Богослов» – создан в конце XVII – начале XVIII века. Он был дополнительно украшен в XIX веке орнаментальной ризой как самы й почитаемый.

В местном ряду находилась икона «Воскресение – Сошествие во ад», по центральной оси которой расположены два овальные мандорлы с изображениями Христа. Около верхней мандорлы изображены гроб Господень, отваленный камень, а также уснувшие стражи. Возводимые из ада грешники попадают в рай, изображенный в правом верхнем углу. В раю – праотец Енох, пророк Илия и благоразумный разбойник Рах. В левом верхнем углу – композиция «Распятие», представленная на фоне Иерусалимской стены. На левом поле изображен святитель Василий Великий, в рост, в деисусной композиции.

Комплекс икон относится к последней трети XVIII века: «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с клеймами жития», «Богоматерь Владимирская», деисусный чин. Они, несомненно созданы иконописцем Олонецкой губернии. Все иконы олонецкого мастера отмечены формальными старообрядческим признаками. Образцы также ориентированы на глубокую старину, столь любимую староверами. Иконы деисусного чина имеют красивые вытянутые пропорции: фигуры архангелов и апостолов изображены более чем в половину роста. Активно использовано золото – на фоне и в разделках одежд.

«Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с клеймами жития» – характерный образец старообрядческой живописи Олонецкой губернии. Икона напоминает «строгановские письма» XVII века, отличающиеся утонченными пропорциями фигур и неожиданными сложными ракурсами. Насыщенный голубой фон красивого оттенка занимает значительное пространство. На нем образ Иоанна Предтечи выгляди лаконично и монументально. Раскинутые охристые крылья контрастны фону и хорошо читаются издалека. Художник щедро орнаментирует детали: горки, деревья и одежды – все имеет свой неповторимый и своеобразный узорный рисунок, дополненный золотым ассистом.

1 НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 38 / 886, л. 259, 1846 г.

2 НАРК. Ф. 25, оп. 20, д. 43 / 490, л. 1–9, 1888 г.; НАРК. Ф. 501, оп. 1, д. 1 / 8, л. 1, 1890 г.

3 Часовня с «небом» в настоящее время находится в собрании Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Литература:

Алфёрова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973, с. 168–170.

Гунн Г. П. Каргопольский озёрный край. М., 1984, с. 81–83.

Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с. 99–105.

Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Л., 1982, с. 52–53.

Кольцова Т.М. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993, с. 63, 68-69.

Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с.102-103.