Часовня во имя Георгия Победоносца, 1890 г.

15.02.2017

Часовня во имя Георгия Победоносца, 1890 г.

Вторая часовня деревни Минина, посвящённая, согласно официальным документам, святому Георгию, принадлежит к тому же типу кенозерских часовен, что и Казанская, т. е. часовен-пятистенков, но почти в два раза больше.

Прямоугольный в плане, рубленный «в обло» объём перекрыт тесовой кровлей по слегам и самцам на два ската. Он включает молитвенное помещение и притвор, к которому примыкает крытое на два ската низкое крыльцо. Над притвором возвышается четырёхгранная в плане рубленая звонница, установленная на самцах и слегах. Её угловые опорные столбы дублированы столбиками решётчатого ограждения звона, перекрытого пологой четырёхскатной крышей с завершающим её узким невысоким шатром. Крыша молитвенного помещения увенчана довольно крупной, обитой лемехом главой на высокой конической шее. Стены часовни горизонтально обшиты профилированным тёсом. Скромное оформление фасадов выдержано в традициях позднего классицизма: строгие линии и минимум резьбы. Выпуски брёвен на гладких фасадах (в углах и перерубе) обработаны лопатками, отражающими внутреннюю планировку здания. Угловые лопатки декорированы филёнками, венчающий карниз – накладными «сухариками». Крупные прямоугольные окна на фасадах, два на северном и одно на южном, обрамлены простыми наличниками. 

Внутренние стены молельного помещения зашиты тёсом. Пол и потолок, набранные из толстых досок, уложены по балкам. Потолок окрашен в белый цвет, по матице и вдоль стен нарисована голубая полоска, закрученная в углах тремя завитками. Высокое помещение освещено двумя большими окнами, смещёнными к восточной стене, скрытой стоечным иконостасом. Входные двери филёнчатые. В притворе часовни расположена лестница, ведущая на колокольню. 

В 1984 году студенческим отрядом «Атеист» под руководством архитектора Н.Н. Уткина заменена кровля часовни и перебрано крыльцо. Ремонт с элементами реставрации осуществлён на памятнике в 2007 году. Работы выполняла плотницкая бригада Кенозерского национального парка под руководством С.П. Аникеева. 

Иконостас часовни святого Георгия в деревне Минина 

Каркасный иконостас часовни сохранился полностью. Он имеет двухъярусную конструкцию с заворотом на северную стену. Каркас окрашен розовато-сиреневой краской. Киоты разделены вырезанными из дерева и окрашенными в зелёный цвет каннелированными колонками на базах. 

Первый ряд (местный) и второй (деисусный) состоят из девяти икон каждый. Иконы написаны одним мастером по единому заказу в конце ХIХ – начале ХХ века. По стилю они близки росписи «неба» в часовне деревни Рыжково и, скорее всего, были выполнены тем же автором, стиль которого тяготеет к академической традиции. И хотя пропорции фигур не идеальны, а рисунок далёк от совершенства, очевидно, что мастер учился церковной живописи и получил хорошие навыки. 

Включённая в состав местного ряда икона «Богоматерь Киево-Владимирская» предоставляет возможность уточнить датировку иконостаса. Богоматерь изображена восседающей на высоком троне. Данный иконографический извод непосредственно связан с Владимирским собором в Киеве, который был расписан В.М. Васнецовым при участии М.А. Врубеля и М.В. Нестерова в 1885–1896 годах. Эти росписи позже получили популярность в качестве иконописных образцов. Созданная Васнецовым композиция является прототипом иконы в Мининой, что позволяет датировать иконостас не ранее 1896 года. 

В местном ряду иконостаса находятся иконы «Чудо Георгия о змие» и «Богоматерь Казанская». Остальной набор икон в этом ряду в целом типичен и не вызывает вопросов, за исключением образов «Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские» и «Пророк Иоанн Предтеча» (последний дублирует обязательное изображение этого святого в деисусном чине). Скорее всего, их появление в местном ряду можно объяснить пожеланием заказчиков иконостаса иметь для почитания образы своих святых покровителей. 

Деисусный чин поясной. Святые представлены на золотом фоне фронтально или в небольших разворотах с характерными для них атрибутами в руках. 

В целом иконостас являет собой образец памятника, ориентированного на позднюю классицизирующую традицию, выполненного по хорошим иконописным образцам. На первый взгляд он выглядит инородным явлением в интерьере крестьянской часовни. Однако стоит вспомнить, что многие жители Кенозерья уходили на заработки в Санкт-Петербург и в города Центральной России, где могли видеть образцы высокого искусства. Это, видимо, повлияло на выбор иконописца, которому было поручено написать иконы для Георгиевской часовни. Для этого мастеру даже не надо было приезжать в Минину. На обороте досок сохранилась именная маркировка, где помечен заказ: какой сюжет или святого необходимо изобразить на данной доске. Передав заказ, жители Мининой могли и получить его непосредственно из мастерского иконописца. Судя по всему, этот мастер пользовался известностью и в соседнем Каргопольском уезде, так как его руке принадлежал также деисусный чин в часовне деревни Большая Кондратовская.