eng

Часовня Сошествия Святого Духа, 1801 — 1804 гг.

Три деревни под общим названием Глазово расположены на западном берегу залива Шуйлахта. В самом узком и низком месте холмистого полуострова, между двух деревень высится часовня Сошествия Святого Духа. В отличие от многих старых кенозерских часовен, скрытых в рощах или затерянных среди деревенской застройки, глазовская нарочито поставлена на открытом, хорошо просматриваемом месте, а культовый характер постройки подчёркнут высоким клином крыши, завершённым крупной главой и крестом.


Часовня построена местными крестьянами между 1801 и 1804 годами без дозволения духовных и светских властей, «не для расколу, а за некоторые чудесные происшествия» (1). Один раз в году, в праздник Сошествия Святого Духа, священник приходской кенозерской церкви совершал в часовне богослужение.


За двести лет существования здание претерпело несколько ремонтов и перестроек. Памятник представляет собой развитый тип клетской часовни с открытой западной папертью на общем подклете. Сруб с юга и севера завершен повалами и перекрыт высоким клином с широкими полицами. Торцевые стены сруба переходят в щипцовые фронтоны. Массивная, крытая лемехом глава на короткой шее венчает конек крутой крыши.
Часовня срублена из брёвен толщиной 22–28 сантиметров с сопряжением венцов в углах «в обло». Подклет часовни высотой в четыре венца. С западной стороны устроена низкая широкая паперть с резными стойками, поддерживающими перекрытие. Ограждение паперти между стоек решетчатое, из вертикальных брусков квадратного сечения. Двухскатная кровля паперти едва достигает уровня повалов клети. Крыльцо, расположенное по продольной оси часовни, покрыто навесом на резных стойках. Каркасная шестигранная звонница появилась на крыше паперти, вероятно, в начале ХХ века. Традиционно возвышаясь над зданием, она полностью закрывает собой западный фронтон и главу часовни. Столбы звонницы, несущие дощатый шатер с главкой и крестом, обшиты тесом до звона. Для устойчивости восточная грань звонницы скреплена с фронтоном деревянной стяжкой с клином. Окна часовни, два на южной стене и одно на северной, обрамлены тремя широкими косяками, соединенными «в ус». Над ними отливы в виде сандриков на кронштейнах.
В конце XIX века молитвенное помещение перекрыто «небом».
В 1998 году памятник был отреставрирован путем переборки с заменой сгнивших и воссозданием утраченных элементов. Реставрация осуществлена специалистами Кенозерского национального парка совместно с норвежскими мастерами. В ходе реставрации удалена обшивка фасадов часовни (за исключением каркасной звонницы), раскрыта паперть и воссоздано ее ограждение.

Размеры в плане: 8×5 м

Расписное «небо» часовни Сошествия Святого Духа деревни Глазово

Время создания: конец XIX – начало XX века.

16-гранное «небо» с изображением апостолов, архангелов и Распятия с предстоящими. Не сохранились 5 радиальных граней, центральный медальон, все угловые грани.
Дерево, левкас, масло.
Размер четверика «в свету»: 484X545 см.

В программу росписи «неба» включены фигуры архангелов, а также апостолов. Композиции «Распятие с предстоящими святыми» отведено три грани. Центральная группа – Распятие, Богоматерь и апостол Иоанн Богослов – фланкирована гранями с изображением ростовых фигур Марии Магдалины и Лонгина Сотника (не сохранилась). Наиболее выразительны образы евангелистов. Именно их изображения можно считать основными для датировки росписи. Авторы Евангелий представлены со свитками в руках, фронтально восседающими на высоких прямоугольных табуретах. Их символы помещены в верхней части граней, причем заключены в белое обрамление из ангельских крыльев и облаков. Названные выше особенности позволяют сделать вывод, что в качестве образцов иконописец использовал аналогичные сюжеты стенописи храма Христа Спасителя в Москве. 

Не исключено, что первоначально конструкция «небом» в часовне вовсе отсутствовала. Роспись выполнена лишь в конце XIX – начале XX века в традициях академической живописи. Яркость красочной палитры усилена контрастными цветовыми сочетаниями в одеяниях святых. На насыщенном голубом фоне особенно парадными выглядят белые одежды ангелов. Атрибуты архангелов и апостолов – сосуд, меч, книги – добавляют выразительности движению рук. Обращает на себя внимание разнообразие классицистических драпировок, изображенных художником с большим мастерством. Этим неизвестным живописцем на Кенозере был выполнен и другой значительный ансамбль – иконостас часовни преподобного Антония Сийского в Поромском. 

1 НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 14/15, л.3, 1805 г.

Литература:
Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М., 1984, с. 113, 118-119;
Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с. 72-73;
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Л., 1982, с. 52-53;
Кольцова Т.М. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993, с. 79;
Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004, с.73.

Похожие разделы